> Дело дня: Помогите ребёнку <

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ • Православная Энциклопедия под редакцией ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста
Этот сборник продолжает предыдущий: после пересказа чудес, заимствованных из соч. свт. Григория Турского «О славе мучеников», следует ряд чудес, случившихся до конца правления имп. Людовика Благочестивого, при аббатах Сен-Дени Фульраде, Мегинарии, Фардульфе, Вальтоне и Гилдуине. Ок. 880 г. к сборнику была присоединена 3-я книга, к-рая охватывает правление имп. Карла Лысого ( 843-877 ) .

Житие, составленное Гилдуином, было последним в развитии легенды о Д. А., поэтому попытки создания нового Жития на Западе долго не предпринимались. В X в. св. Гросвита Гандерсхаймская написала Житие в стихах. Сохранилась также составленная в Сен-Дени в XI-XII вв. проповедь в честь Д. А., Рустика и Елевферия, в состав к-рой вошел фрагмент «Послания Аристарха» (BHL, N 2187) . На почитание Д. А. повлиял новый лат. перевод корпуса «Ареопагитик», выполненный ок. 1100 г. Иоанном Сарацином. Петр Абеляр в послании к Адаму (Epistula Petri Abaelardi XI de Dionysio Areopagita PL. 178. Col. 341-344; BHL, N 2188) обращался к вопросу о смешении у Беды Достопочтенного Д. А. и сщмч. Дионисия Коринфского.

Д. А., ранее почитавшийся как покровитель г. Парижа и королевской семьи, начал восприниматься как покровитель всей Франции. Одним из этапов развития почитания святого стало освящение новой церкви в аббатстве Сен-Дени 11 июня 1144 г., на котором присутствовал кор. Людовик VII. Описание этого события было составлено от имени настоятеля Сен-Дени Сугерия ( 1122-1151 ) его секретарем мон. Вильгельмом. Вильгельм перевел на латынь энкомий Михаила Синкелла в честь Д. А. В сер. XII в. мон. Сен-Дени Ивон составил новое Житие Д. А. (BHL, N 2191) . Аббат Сен-Дени Эгидий преподнес это сочинение кор.

Филиппу II Августу ( 1180-1223 ) . Ивон включил в Житие ряд заимствований из сочинений Михаила Синкелла, а также подробный пересказ содержания корпуса «Ареопагитик». Он перечислил всех агиографов, писавших Житие Д. А. на греч. или лат. языках. Эта часть получила распространение как самостоятельная под названием «Заметка о жизнеописателях св. Дионисия» (Nota de scriptoribus vitae S. Dionysii; BHL, N 2192) . К XII в. относится также «Мученичество» Д. А., написанное рифмованным стихом.

В XIII-XIV вв. появились эпитомы Жития Д. А. в составе обширных агиографических сборников «Зерцало историческое» Винцентия из Бове (Vicentius Bellovacensis. Speculum historiale. XI 16-17) , «Золотая легенда» Иакова из Варацце (Iacobus de Voragine. Legenda aurea Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. P. 1041-1050) , «Перечень святых» Петра Наталиса (Natalis. CatSS. IX 41) .

Попытки составления жизнеописаний Д. А. по канонам средневек. агиографии имели место и в Новое время, хотя в них уже отразилась полемика против сторонников разделения Д. А. и Дионисия Парижского. Наиболее подробно этот вопрос был рассмотрен в соч. П. Ф. Шифле «Три диссертации: о Дионисии... », изданном в 1667 г. в Париже. Иезуит Аллуа, специалист в области греч. патрологии, в кон. XVII в. издал кн. «Житие св. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, апостола франков и мученика» (Vita S. Dionysii Areopagitae, Athenarum episcopi, Francorum apostoli et martyris PG. 4. Col. 695-870) , а также соч. «Четыре вопроса о жизни и творениях св. Дионисия» (De S. Dionysii vita et operibus questiones Quattor PG. 4. Col. 869-954) . В отличие от др. защитников подлинности приписываемых Д. А. сочинений Аллуа преимущественно пытался доказать истинность средневек. агиографической традиции. Аллуа и Шифле указывали на тождество этой традиции в латинских и греческих памятниках, отдавая предпочтение последним. В русле этой же традиции находится Житие Д. А., составленное св. Димитрием, еп. Ростовским, который положил в основу своей версии Житие, написанное Гилдуином. Мощи В завещании еп. Перпетуя Туронского (I 490) упоминается, что епископ передал серебряный крест, в ручку к-рого были вделаны частицы реликвий Дионисия, ц. св. Дионисия в сел. Рамбасциск. Это 1-е упоминание о мощах или др. реликвиях св. Дионисия за пределами Паризиев (Perpetuus Turonensis. Testamentum PL. 58. Col. 754; 71. Col. 1151; Greg. Turon. Hist. Franc. X 31) .

В литургических книгах из Сен-Дени назван ряд праздников, связанных с мощами Д. А. Нек-рые из них отмечались не только в Парижском еп-стве, но и во всей Франции. В память обретения мощей Д. А. при франк. кор. Дагоберте I был установлен праздник 22 апр. А. дю Соссей в Галльском мартирологе (1636) утверждал, что этот праздник был посвящен «откровению» Катуле (revelation) о мощах Д. А. Память обретения мощей святого в Галльском мартирологе помещена под 22 мая, а память 1-го обретения мощей Катулой - под 23 марта. В действительности речь идет об обретении мощей при Дагоберте I, к-рое в разных литургических сборниках помещалось под этими 3 датами, представляющими собой 10-й день до календ следущего месяца.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

перенесение мощей вмц екатерины синай миниатюра прекрасного часослова иоанна герцога беррийского 1405-1408/09 метрополитен-музей нью-йорк col cloisters 1954 54.1.1.fol | свт киприан митр киевский всея руси фрагмент росписи преображенского собора новоспасского мон-ря москва 1689 | кирилл митр китийский впосл кирилл архиеп кипрский фотография нач | митра вклад царя михаила федоровича романова москва 1642 мон-рь вмц екатерины | печать киевского митр георгия нац заповедник "софия киевская |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера