Жизнь и учение св Григория Богослова, Глава 2 - читать, скачать - ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
В начало текстаВ конец текста
395 В стихотворении «К девам» Григорий пишет: Похвален для тебя брак, но нерастленность выше; Брак – извинение страсти; чистота же есть светлость; Брак – отец святых, а чистота – служение (Богу) ; Ее и прежде, в установленные времена, уважали Адам в раю, Моисей на горе Синай, Захария, отец Предтечи, когда священнодействовал... Когда был закон, и тени, и временные служения, Тогда и брак имел первенство, как все еще младенчество; Когда же буква отступила, и ее место занял дух, Когда Христос пострадал плотью, произойдя от Девы, Тогда воссияла и чистота, отсекающая мир, Из которого мы должны вместе со Христом перейти в горнее». 396 В цитированном тексте развивается мысль о постепенном раскрытии идеала девства в ходе человеческой истории: эта мысль была высказана, в частности, св. Мефодием Олимпийским. Согласно последнему, когда человечество находилось в своем младенческом возрасте, Бог попускал людям вступать в супружество даже со своими сестрами, однако по мере его возрастания Бог через пророков и законодателей постепенно вводил запреты на кровосмешение и многоженство. Идеал единобрачия проповедовался пророками, однако это был лишь переходный этап, на котором человечество готовилось к восприятию тайны девства и целомудрия, раскрывшейся в жизни Иисуса Христа. 397 Именно Христос является родоначальником девства как образа жизни совершенных: Ибо надлежало Архиерею, Архипророку и Архангелу называться также и Архидевственником. В древности человек еще не был совершенным и потому не был в состоянии вместить то совершенство, каким является девство. Он, сотворенный «по образу» Божию, имел еще нужду в том, чтобы стать «по подобию». Для исполнения этого посланное в мир Слово сначала приняло наш образ, запятнанный многими грехами, чтобы мы... могли опять получить образ Божественный... Для этого Он, будучи Богом, и захотел облечься в человеческую плоть, чтобы и мы, взирая как бы на картине на божественный образ жизни, могли подражать Тому, Кто нарисовал ее. 398 Григорий Богослов повторяет мысли св. Мефодия, говоря о том, как тайна девства, прообразованная в Ветхом Завете, была полностью явлена в Новом Завете, когда Христос родился от Девы и избрал образ жизни девственника. Григорий тоже сравнивает Бога с Живописцем, начертавшим для людей образ девственной жизни: Как человек, который на картине изображает бездушные подобия, Сначала легкими и неясными чертами Оттеняет образ (eidos) , а потом Разными красками выводит полное изображение (morphen) ; Так и девство, достояние всегда существуюшего Христа, Прежде являлось в немногих (людях) , и, словно тень – Пока еще царствовал закон – живописуемое слабыми красками, В немногих (чертах) возгоралось сокровенным светом. Но когда Христос пришел через Матерь чистую, Девственную, незамужнюю, богобоязненную, нескверную... Тогда светлое девство воссияло для людей, Отрешенное от мира и отрешающее (от себя) немощный мир, Столь же предпочтительное браку и житейским узам, Сколь душа предпочтительнее плоти... и Бог совершеннее человека. И вокруг светозарного Царя предстоит сонм непорочный, Небесный, от земли убегающий, чтобы быть богом, Христоносный, служитель Креста, презритель мира, Умерший для земного, заботящийся о небесном. Это – светильники миру, светлейшие зеркала света: Они видят Бога, а Бог – их, и они – Божии. 399 Здесь девство представлено как путь к боговидению и обожению. Если брак свойствен земному человеку, то девство является одной из характеристик человека обоженного: и Божия Матерь была Девой, и Христос был девственником. Более того, девство и чистота присущи самой природе Божества. В этом смысле Григорий говорит, что «первая дева есть чистая Троица». 400 В Троице есть и любовь, и чадородие: три Лица Святой Троицы объединены любовью Друг к Другу, и Отец превечно рождает Сына; однако природе Божества чужда страстность, являющаяся неизбежной принадлежностью человеческого брака. Любовь царствует также между ангелами, однако и у них нет «ни брака, ни скорбей, ни забот, ни страстей... » 401 Любовь, наконец, объединит всех, кто после всеобщего воскресения войдет в Небесное Царство, где «не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как ангелы на небесах» ( Мр. 12: 25 ) . Таким образом, и в браке, и в безбрачии Григорий видит путь к богообщению, необходимым условием которого является возрастание человека в любви. Смысл брака не ограничивается деторождением: его сущность – во взаимной любви супругов, перерастающей в любовь к Богу. Точно так же и безрачие не есть только воздержание от полового общения, но прежде всего стяжание любви к Богу, союз со Христом. Григорий ставит девство выше брака, однако делает акцент на целомудрии, необходимом и в браке, и в девстве. Только полная и интегральная любовь – к Богу, к другому человеку и? к Богу, или к Богу через другого человека – может привести христианина к обожению и сделать его душу невестой Христа. Монашество В христианской традиции идеал безбрачия как подражания Христу нашел свое воплощение в монашестве.

Время жизни Григория Богослова совпало с формированием монашества на христианском Востоке. Старшим современником Григория был Афанасий Великий, нарисовавший в своем «Житии преп.
  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

праздник воссоздания |

Источник текста


Постоянная ссылка: Жизнь и учение св Григория Богослова, Глава 2 - читать, скачать - митрополит Иларион (Алфеев)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера