> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Естественное созерцание в богословии преподобного Максима Исповедника ...

  001   002   003   004  005   006
В начало текстаВ конец текста
Все эти наложения призваны напомнить читателю, что истинное постижение мироздания возможно лишь при учитывании всех сторон естественного созерцания, а именно: созерцания в природе и по природе, созерцания в соответствии с необходимым владением самой наукой созерцания, предполагающей должную степень подготовленности (речь идет, конечно, о практической философии или нравственном очищении) , наконец, созерцания, обретаемого лишь в свете высшего смысла бытия, открываемого в действительности только благодаря богословскому истолкованию.

Как представляется, в данном случае преподобный Максим дает ответ своим заочным оппонентам в лице Канта и Барта. Он постоянно говорит не о сверхъестественном созерцании Божества в природе, а о естественном созерцании, нарочито подчеркивая тем самым включенность сотворенного мира как со стороны познаваемого, так и со стороны познающего в процесс познания Бога. Однако во избежание недоразумений он часто уточняет, что это естественное богопознание должно быть, с одной стороны, подкреплено подготовленностью самого познающего, а с другой — обусловлено необходимостью участия в нем самого Создателя. И «естественность» такого рода опыта объясняется фактом доктринального значения для Максима — присутствием Творца в своем творении в малых логосах.

Все наши недоумения и непонимание учения преподобного Максима о естественном созерцании, которые могут возникнуть при знакомстве с этой стороной его богословия, снимаются одним местом из «Вопросоответов к Фалассию» (вопрос 51) , в котором он собирает воедино всю свою аскетическую доктрину, включающую деятельность и созерцание: «Итак, поскольку природа (ἡ φύσις) сотворенных существ содержит в себе духовные логосы Премудрости и способы должного поведения (τρόπους ἀγωγῆς ἀστείας, ср. учтивого поведения — А. С.) , естественным образом (φυσικῶς) посеянные в ней Творцом, постольку всякий ум, разумеется, украшенный добродетелью и ведением (ἀρετῇ καὶ γνώσει) … имеет в своем подчинении все творение… Любомудрый ум, достигший совершенства в делании и созерцании, может быть весь прославлен как мыслью, так и жизнью (κατὰ λόγον καὶ βίον πράξεώς τε καὶ θεωρίας τελειωθέντα) » [10]. Таким образом, преподобный Максим Исповедник предстает перед нами в очень важном значении для нашей современности — не только как исповедник Православия, поборник учения Церкви о двух волях во Христе, не только как учитель монашеского делания, не только как глубочайший знаток Священного Писания и богословской традиции христианства, но и как богослов природы, который настойчиво напоминает нам о присутствии Бога в мире и тем самым свидетельствует об оправдании мира самим этим присутствием. [1] Я опираюсь на общепризнанные датировки Поликарпа Шервуда, см. Sherwood P.

Platonisme et théologie mystique: Essai sur la doctrine spirituelle de Grégoire de Nysse. Paris: Aubier, 1944. Применение данной схемы у Максима отслежено в книге С. Е. Епифановича «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» ( М. : «Мартис», 1996. С. 111–113 ) . [3] Об этом подробнее см. : Harl M. Les trois livres de Salomon et les trois parties de la philosophie dans les Prologues des Commentaires sur le Cantique des Cantiques d’Origène aux chaînes exégétiques grecques Text und Textkritik. Ein Aufsatzsammlung J. Dummer, Hrsg. Berlin, 1987. S. 249–269; см. также: МихайловП. Б.

Экзегетика Священного Писания: Каппадокийские отцы. М. : Издательство ПСТГУ, 2011. С. 13–22 (с оригинальными примерами) . [4] См., например: Плакида (Дезей) , архимандрит. «Добротолюбие» и православная духовность. М. : Издательство ПСТГУ, 2006. [5] Cм., в частности: Православное учение о церковных таинствах (V Международная Богословская Конференция Русской Православной Церкви, Москва, 13–16 ноября 2007 г.) , Т. 1–2. М. : Синодальная библейско-богословская комиссия, 2009. Разделы: Крещение и Миропомазание; Евхаристия: литургические аспекты; Евхаристия: богословие. [6] См. Quaestiones et dubia, 182–183 ed. J. H. Declerck, Maximi confessoris quaestiones et dubia [Corpus Christianorum. Series Graeca 10. Turnhout: Brepols, 1982]. [7] Φυσικὸν μὲν τοῖς λογικοῖς πέφυκε κάλλος ὁ λόγος· λόγου δὲ κάλλος ἡ κατὰ τὸν λόγον ἀκριβὴς τῶν λογικῶν ἐστι σύνεσις· συνέσεως δὲ κάλλος ἐστὶν ἡ κατὰ τὴν ἀρετὴν σὺν λόγῳ τῶν λογικῶν γόνιμος ἕξις· ταύτης δὲ κάλλος τῆς ἕξεως ἡ περὶ τὴν ἀληθῆ γνῶσιν ἀπλανὴς θεωρία καθέστηκεν, ἧς τέλος ἐστὶν ἡ σοφία, συνέσεως ὑπάρχουσα σαφεστάτη συμπλήρωσις, οἷα δὴ λόγος τυγχάνουσα κατὰ φύσιν τετελεσμένος, ὅστις ἐστὶ νοῦς καθαρός, τῇ περὶ τὴν αἰτίαν ἑνώσει σχέσιν λαβὼν ὑπὲρ νόησιν… — Quaestiones ad Thalassium, ed. C. Laga and C. Steel, Maximi confessoris quaestiones ad Thalassium, 2 vols. [Corpus Christianorum. Series Graeca 7 22. Turnhout: Brepols, 1: 1980. [8] См. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2. М. : «Мартис», 1993. С. 25.
  001   002   003   004  005   006
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

сотворении мира | иисуса сына сирахова книга | сотворение мира | молитва иисусова устная умная сердечная | познание бога |
Постоянная ссылка: Естественное созерцание в богословии преподобного Максима Исповедника : Портал Богослов.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера