> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Естественное созерцание в богословии преподобного Максима Исповедника ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Естественное созерцание в богословии преподобного Максима Исповедника [

Михайлов Петр Борисович Предлагаемая читателям портала статья доцента ПСТГУ П. Б. Михайлова является письменной версией доклада, прочитанного на международной конференции, посвященной памяти и наследию преподобного Максима Исповедника, прошедшей в Грузии (Тбилиси и Нижняя Сванетия) 24–27 октября 2011 года. Автор определяет место созерцания природы, или естественного созерцания, в богословии преподобного Максима, а также дает оценку его значения для современной богословской мысли и религиозного сознания.

Из описания жизни преподобного Максима нам известно, что ему много пришлось в своей жизни путешествовать. Его жизненная география по своему размаху не уступит апостольским путешествиям. Он родился на востоке Империи, где учился и подвизался в монашеской жизни. Первая зрелость застала его в монастырях Малой Азии. В сорок лет с небольшим ему пришлось отправиться на Запад. Несколько лет он прожил в северной Африке, откуда перебрался в Рим. Наконец, последние годы и месяцы жизни Максима Исповедника, связанные с непримиримой борьбой за Православие, не по его воле прошли сначала во Фракии, а потом в Иверии, где сегодня собрались его почитатели. Таким образом, в течение своей весьма продолжительной жизни преподобный Максим охватил почти все края Средиземноморья, необыкновенно богатого своим природным разнообразием. Есть все основания предполагать, что красота этих земель не могла оставить равнодушным преподобного. Берега Босфора, горы и равнины Крита, пустыни северной Африки, Аппенинские горы, суровые холмы Фракии, воды Средиземного моря, омывающие прихотливые берега и острова внутреннего озера империи, наконец, снежные вершины Кавказского хребта, в предгорьях которого преподобный окончил свои земные дни, не могли не давать пищу его богословию.

И действительно, обращаясь к наследию Максима Исповедника, мы обнаруживаем, что созерцание природы является важной особенностью его религиозного опыта, занимающей свое строго определенное место в целостном учении о Боге и приобщении к Нему. Можно даже утверждать, что среди прочих выдающихся Святых Отцов первого тысячелетия богословие природы преподобного Максима играет особенно важную роль. Словосочетание φυσικὴ θεωρία (естественное созерцание) встречается в его наследии необыкновенно часто. В особенности это относится к центральному периоду его богословского творчества — к концу 20-х – началу 30-х годов VII века, — отмеченному написанием самых монументальных сочинений — «Амбигв», «Вопросоответов к Фалассию», а также «Вопросов и затруднений» [1]. Итак, я попытаюсь представить вашему вниманию место созерцания природы, или естественного созерцания, в богословии преподобного Максима, а также постараюсь оценить его значение в этой области для современной богословской мысли и религиозного сознания.

Прежде чем я перейду к своему основному предмету, следует сделать понятийное уточнение: что понимается под естественным созерцанием (φυσικὴ θεωρία) в богословии; иными словами, какова внутренняя смысловая структура этого словосочетания? Прилагательное φυσικὴ (естественный, природный) , занимающее место определения при существительном θεωρία (рассматривание, созерцание) , придает ему двойной смысл — с точки зрения предмета или объекта созерцания, в нашем случае таким объектом выступает природа, и с точки зрения носителя или субъекта созерцания — человека, или в настоящем случае христианского подвижника. При естественном созерцании природа (φύσις) дает нам материал для познания, а мы сами, будучи частью этой природы, постигаем природу в акте самопознания, иными словами, оказываемся природой, познающей самое себя. Богословский характер естественного созерцания, его истинное назначение, проявляется в том, что познание природы не является самоцелью, сотворенное естество не остается пределом пытливости нашего ума, а служит цели, недосягаемой самой по себе, а именно — познанию Бога. Стало быть, настоящим предметом естественного созерцания богослова выступает не чувственный и даже не умопостигаемый сотворенный мир, а нетварные сущности, то самое, что преподобный Максим обычно называет малыми логосами явленных вещей. За феноменами физического мира, выступающего во всем его многообразии и красоте, богослову надлежит обнаружить эпифеномены или проявления нетварного божественного мира, лежащего в основе всякого бытия. Предварительно скажу, что здесь кроется весьма проблемный вопрос о ценности естественного, природного, иными словами, сотворенного мира самого по себе. Он решается Максимом в пользу материи.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

сотворении мира | иисуса сына сирахова книга | сотворение мира | молитва иисусова устная умная сердечная | познание бога |
Постоянная ссылка: Естественное созерцание в богословии преподобного Максима Исповедника : Портал Богослов.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера