Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Тропарь, Глас 8 Всем святым, в земле Новгородской просиявшим Яко всесветлии светильницы, явитеся во стране сей, святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии, постом насажденнии, воздержанием напаяеми, сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа и чудеса действовати, молите Христа Бога за вся люди, спастися душам нашим. Кондак, глас 5 Преподобнии отцы и чудотворцы, угодницы Христовы, Новоградстии светильницы, иже ангельским житием просиявше, Божественных сподобистеся даров, Спасу cл γ жаще со Ангелы непрестанно, молите избавитися нам от всякаго прегрешения и душам нашим даровати велию милость.

Христианство, как, собственно, и вся Библейская Богооткровенная литература, не без оснований претендует на историчность. Библейское повествование начинается с выявления потрясающих воображение образов происхождения Вселенной, устроения Божьего мира и трагедии отпадения человека, для которого и создан мир, от своего Творца. Но Библия рассказывает нам не только об удалении человечества в своем горделивом самоустранении на земле от Бога. Она открывает нам и пути, которые по милосердию Божию (через избранных Богом людей) делают возможным возвращение Бога в человеческую историю. Во Христе Иисусе это возвращение становится исторической действительностью, реализующейся во Святой Церкви, как Теле Христовом, через благодатные дары Пресвятого Духа. Христом история как бы заканчивается, но одновременно и продолжается, устремляясь к своему эсхатологическому завершению, впечатляюще описанному в последней книге

Русская Православная Церковь, по примеру Церкви Греческой, трудами Киево-Печерского монаха, преподобного летописца Нестора, продолжала подвиг собирания житийной литературы. Формируя свой «ареопаг» святых, Церковь проповедовала народу, только что вступившему в купель крещения, возможность исповедничества и святости для человека, поврежденного грехом. Призывала к мужеству в борьбе с растленностью жизни, грехами плоти, так еще распространенными в поведении недавно отрекшегося от языческой культуры народа. Церковь учила, что человек спасается Благодатью Божией, когда вступает в эту жизнь Благодати по примеру своих святых, последовавших за Христом. «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, – писал русский религиозный мыслитель Г. П. Федотов, – в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути». Потому так важно каждому народу знать своих молитвенников и путеводителей к Царствию Небесному.

Великий Новгород долгое время существовал как отдельное и особенное по своей организованной структуре общественное образование. И хотя единство с Русской Православной Церковью никогда не подвергалось сомнению, особенные отношения Новгородского архиепископа с Константинопольским патриархом религиозную жизнь Русского севера делали, по меньшей мере, своеобразной. Здесь, в частности, развивалось свое отношение к святым и их почитанию. Житийная литература, конечно, существовала и в домонгольский период, и несколько позже, но по-настоящему она начинает развиваться только с начала 15-го века трудами Епифания и серба Пахомия. Создается особый устойчивый литературный канон, своей искусственной изукрашенностью выдающий влияние византийской литературы. В таком житии святого главное не его индивидуальный образ, а образ его святости. Это как икона, написанная не красками, а посредством литературных образов, причем специально выверенных именно для такого литературного жанра. Интересно отметить то, что почитание открытых мощей заметным образом стимулируется после присоединения Великого Новгорода к Москве.

Новгородская Земля была необъятно большой. Она осваивалась новгородцами столетиями, и вслед за ушкуйниками в северные дебри шли герои духа, осваивая их своими молитвами и трудами. Они были прямыми исполнителями Библейской заповеди о наполнении земли и обладании ею. Но они свою землю не эксплуатировали, они ее возделывали своими духовными подвигами и украшали трудами. Потому авторы двухтомного собрания житийной литературы Великого Новгорода включили жития святых, которые на сегодняшний день как бы принадлежат ведению других епархий. Ha самом деле они были единым плодом религиозной жизни, культуры Великого Новгорода и в этом смысле не выделимы из своего исторического контекста.

Предлагаемая вашему вниманию книга – собрание житийной литературы о святых, в Земле Новгородской просиявших. Это результат большого кропотливого труда людей, для которых дорога не просто история Новгородской Земли, но история в ее духовном содержании, история как опознание пути к Небесной истине, явленной во Христе. Мы надеемся, что этот труд будет интересен не только тем, кто профессионально занимается историей, культурой, философией или древнерусской литературой. Полагаем, что книги будут полезны и для педагогов, которые захотят преподать своим ученикам уроки духовной и нравственной жизни из прошлого нашего Отечества. Но, конечно, они будут интересны и полезны для чтения и простым верующим, которые стремятся из прошлого своей земли почерпнуть для себя живительные силы из вечного источника Благодатной Премудрости Божией. Воистину «дивен Бог во святых Своих... ».

Лев.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

100-летнюю годовщину расстрела царской семьи архиепископ юстиниан возглавил ночное богослужение храме города городовиковска | церковь софии мученицы алексия человека божия мелекессе | церковь всех святых земле российской просиявших рощино | 436 великомученица варвара | дионисия ареопагита афинского рустика пресвитера елевферия диакона |

Источник текста


Постоянная ссылка: Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Том 1 - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера