Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология, Отдел В - ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
► Отдел В Уставы и месяцесловы в них Без сомнения с древнейших времен существовали в церквах определенные правила, как совершать службы дневные и в разные праздники, когда и как править память великих святых, существовали уставы сначала краткие и в разных церквах отличавшиеся один от другого, с течением времени изменявшиеся в одной и той же церкви; были разные уставы в патриархиях и разных обителях, сначала более в практике, чем в письмени хранившиеся. Общий тип богослужения повседневного и праздничного установился рано в церквах востока, не позднее 4 и 5 веков. Но главное содержание уставов – точнейшее определение разных богослужебных действий по различию времен (посты, пятьдесятница и т. п. – содержание триоди) и лиц празднуемых (синаксарь) стало раскрываться в последующее время и до XI-ХII веков изменяемость в уставах была очень велика, ибо до сего времени самые службы во славу Господа I. Христа, Пречистой Его Матери и святых, как увидим ниже, во многом изменялись; одни песнопения заменялись другими, дни праздования святым, самые памяти святых установлялись в разных местах и даже в одних и тех же местах, но в разные времена, различно; открывались новые празднества по случаю открытия и перенесения мощей, проявления новых святых, по случаю поражения еретиков на соборах, отражения внешних врагов и т. п.

В уставах можно различать две главные части: 1 Богослужебную и 2 дисциплинарную или о поведении и образе жизни иноков. Вторая содержится в уставах иноческих, в уставах основанных знаменитыми подвижниками или создателями (ктиторами) монастырей, царями, патриархами и более или менее славными и достаточными лицами. Ктиторскими в обширном смысле называются и монастыри, основанные подвижниками 147. Эта часть уставов не входит в пределы нашего исследования. В последнее время явились в русской литературе замечательные труды и даже открытия в отношении в этой части. Таковы киновиальные правила пр. Саввы освященного, врученные им пред кончиною его (539) преемнику его игумену Мелиту. Они открыты в Синайской рукописи проф.

А. Дмитриевским и изданы в Трудах Киевской Академии в 1890 году и в Описании литургических рукописей Т. 1. 1895 г. Другой замечательный труд в этом роде принадлежит преосвященному епископу Феофану; это изданные им в 1892 г. Древние иноческие уставы пр.

Пахомия великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Вепедикта. В книге Дмитриевского: Описание литургических рукописей Т. I есть уставы с правилами монашеской жизни; из них вполне издан устав Евергетидского монастыря. Много в предисловии говорится о порядках в пантократорском константинопольском монастыре. Студийский устав в редакции патриарха Алевсия описан полно в Истории русской церкви Голубинского (Т. I вторая половина) .

В богослужебной части различаются: общая богослужебная, триодная и синаксарная, т. е. собственно агиологическая. Есть общие правила относительно служб вседневных: вечерни, утрени, часов, литургии и прочих, и относительно служб недельных, как то в понедельник Ангелам, во вторник Предтече и проч. Отдел триодный от недели мытаря и фарисея до конца Пятидесятницы, также, как и общебогослужебный, не входит в пределы нашего исследования, кроме того, что в некоторых уставах положены службы святым в триодные дни, например в 1 неделю поста св. ветхозаветным пророкам, во вторую неделю св.

Григорию Паламе и другим в другие дни и притом в разных уставах разным святым. Сравнение уставов относительно триодной агиологической части у нас сделано в приложении 11. О богослужебной и триодной частях исследования обнародованы в сочинении проф. I. Мансветова: Церковный Устав (Типик) 1885 г. 148. Что касается до синаксарной или агиологической части, то, у него ничего почти не прибавлено к тому, что имелось в нашем Полном Месяцеслове Востока, изданном в 1875 и 1876 годах, потому что он имел под руками те же источники, какие указаны в означенном Месяцеслове.

Устав Константинопольской Великой Церкви В 1895 году явился капитальный труд в отношении вообще к уставам и в частности к синаксарному отделу их в книге: Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока Т. I. Τυπικὰ Ч. 1. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы, доцента Киев. Дух. Академии Алексея Дмитриевского. Наиболее важны в этом труде в отношении к синаксарной части устава – это вновь обнародованные: 1 (Типик Великой Константинопольской Церкви) IX-X века (, изданный по рукописи Патмосской библиотеки 149, и 2) Типик Константинопольского Евергетидского монастыря первой половины XII в. Хотя вопреки Дмитриевскому означенный Константинопольский устав Великой церкви называют некоторые вообще уставом константинопольских церквей, но в нем много говорится о службах св.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

другие сводные уставы греческие |

Источник текста


Постоянная ссылка: Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология, Отдел В - читать, скачать - архиепископ Сергий (Спасский)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера