> Помогите ребёнку на реабилитацию <

В Выбутах у княгини Ольги Православие.Ru

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Нравится В Выбутах у княгини Ольги Станислав Минаков Ильинский храм в Выбутах Псковский таксист Вадим расспрашивает своих коллег, как нас везти в Выбуты. В сущности, это рядом, не так уж и далеко от автобусного круга, который на улице маршала Рокоссовского, между прочим уроженца Псковщины – Великих Лук. Путеводитель объясняет: Выбуты находятся на левом берегу реки Великой в полутора десятках километров от Пскова вверх по течению. Но, видать, туда редко кто ездит.

Объяснения просты. Однако с наскока почему-то не получается, петляем по маловразумительной грунтовке, упираемся в лес, затем находим крайнюю избушку какого-то поселка. Пожилой хозяин, рубящий дрова, разводит руками: ну чего тебя сюда принесло, когда надо было прямо!

Для тех же, кто отправится «после нас», сообщаем: из Пскова ехать по трассе нужно через Кислово в сторону Палкино. После деревни Раздолье – поворот налево с указателем «Выбуты», оставшиеся два километра – плотная грунтовая дорога.

Выбираемся куда надо, а тут и ехать уже всего ничего. У-у-у, какая красота-а-а-а! Поля, усеянные лиловым иван-чаем и дивными фиолетовыми люпинами – чуть ли не до горизонта.

Выбуты приписаны к Раздолью. Всё верно, раздолье и есть. Едем уже вдоль берега Великой. На противоположной стороне – лес силен. Каменные быки от бывшего моста. Вадим поясняет: взорван в Великую Отечественную.

Ширь, поля, река… Лучше – не бывает. Среди дерев пробивается по курсу темный куполок да белая стеночка.

И вот над дорогой среди дерев пробивается по курсу темный куполок да белая стеночка – прямо на берегу. Он, Ильинский храм в Выбутах. – Останови, – говорю, – погляжу минутку отсюда.

С такого расстояния – глядеть отрадно. Да и отовсюду. Ширь, поля, река, кучевые облачка, деревья здесь, лес на той стороне. Лучше – не бывает.

Нельзя ж вот так, сразу «вкатываться». На быстрых колесах-то. Нужно предвосхищение, собранность и несуетная строгость момента.

Что за место такое особенное? Подарило нам святую равноапостольную княгиню Ольгу, ревнительницу византийского Православия, бабку Владимира Крестителя. Символично их изобразил Вячеслав Клыков на псковском памятнике: маленький внук, княжич, словно покоится внутри высокой Ольги. Скульптор использовал тот же стилистический ход, что и в памятном знаке преподобному Сергию Радонежскому, который он изваял для подмосковного Радонежа. Но если там монах-холм, монах-ракета стоит, как бы укрыв в себе свой исток – нестеровского отрока Варфоломея, который вырастет потом в столп Земли Русской, то псковская Ольга укрывает собой свое продолжение – в том числе и в первую очередь – духовное: внука Владимира Красное Солнышко. Белый цоколь памятника основоположнице русского христианства окружают очень красивые барельефы псковских святых, выполненные в стилистике древнерусской резьбы, каковой Клыков воспользовался и в украшении стен Звонницы на Прохоровском поле. река Великая Что за сила такая в Православии, коль его столь ненавидят сегодня всякие американские бжезинские, слюной ненависти исходят, «великие шахматные доски» изобретают! Но у нас на их лукавые «великие шахматы» – имеется река Великая. И великая вера предков. Завещанная через великого Киевского равноапостольного князя Владимира великой Киевской равноапостольной княгиней Ольгой.

Трудно объяснить и самому себе, отчего так тянуло сюда, в место, где родилась и бегала к реке девочка, а потом девушка, которая знать не знала о грядущей участи и собственной грандиозной роли в судьбе огромной Руси. Всё было уже предначертано, но ничто еще не проявлено.

Предание сообщает, что именно деревенька Выбуты подарила «дивную в девицах» «начальницу веры» и «корень Православия», принявшую христианство около 957 года, за три десятилетия до крещения Руси ее внуком. Иоакимовская летопись уточняет: Ольга (Хельга, Вольга) в переводе с варяжского означало «святая».

Уверяют, что в этих местах однажды охотился князь Игорь и, чтобы переправиться через Великую, окликнул с берега правившего лодкой юношу. Уже на середине реки князь понял, что это девушка, и «красота девицы возбудила в князе нечистые желания». У девушки обнаружился сильный северный характер, ей удалось вразумить и устыдить князя, апеллируя и к высокому званию, и к людскому мнению, и, наконец, пригрозив, что ее «защитою будет глубина этой реки».

Автор «Степенной книги» потом заметит: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». А преподобный Нестор Летописец напишет так: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

  • Вам может быть интересно:

    николая великой княжной александрой федоровной | великую отечественную | преподобномученице великой княгине елизавете | категория:деревня выбуты | обнинский владимиро-ольгинский молитвенный дом |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: В Выбутах у княгини Ольги Православие.Ru
    > Помогите ребёнку на реабилитацию <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера