> Дело дня: Помогите ребёнку <

Церковь во второй половине V – начале VI века. Часть 2 Православие.Ru

  001   002   003   004  005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Судя по тому, как проходил «разбойничий собор» в Эфесе, некоторые из иноков по ревности паче разума злоупотребляли своим влиянием на народ, так что Халкидонский Собор вынужден был принимать правила, строжайшим образом подчинявшие монастыри и монахов епископской власти, вводившие их в колею церковной дисциплины.

Лавра святого Саввы Освященного Но действительное лицо монашества этой эпохи представляют все-таки не Евтихий и Варсума, а смиренные молитвенники и аскеты, одним из которых был преподобный Савва Освященный. Он родился около середины V столетия в Каппадокии в семье офицера. Уехав по делам службы в Александрию, отец преподобного оставил сына на попечение дяди, и в 8 лет отрок был принят в находившийся поблизости от его родного города монастырь святой Флавианы. Спустя десять лет родители настаивали на том, чтобы он вышел из обители и женился, но Савва остался в монастыре и в 17 лет принял постриг. Через десять лет он отправился в Святую Землю и, поклонившись святыням Иерусалима, поступил в обитель близ Иордана, основанную преподобным Евфимием Великим, а тот посоветовал ему перейти в близлежащий общежительный монастырь аввы Феоктиста. После преставления старца Феоктиста его преемник благословил Савве, которому в ту пору было около 30 лет, уединиться в затворе, из которого он выходил в монастырь для участия в богослужении и принятия пищи раз в неделю, в субботу, а затем он совершал подвиг полного затворничества. Так он подвижничал в течение пяти лет. Затем он снова поступил под руководство преподобного Евфимия и вместе с ним удалялся в пустыню, расположенную вблизи Мертвого моря, пребывая там каждый год с 4 января до Входа Господня в Иерусалим. Евфимий Великий называл своего ученика отроком-старцем. После преставления преподобного Евфимия в 473 году его ученик переселился в пещеру вблизи обители преподобного Герасима Иорданского. Несколько лет спустя туда стали приходить другие иноки, искавшие его наставничества в духовной жизни. И в 484 году была основана знаменитая Лавра преподобного Саввы Освященного – так прозвали угодника Божия ввиду изобилия благодати, дарованной ему от Бога. «По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь… Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых» [8]. Когда в правление Анастасия в Палестине развернулась борьба между монофизитами, которым покровительствовал император, и православными диафизитами, Лавра преподобного Саввы стала главной опорой Православия в Палестине и на всем Востоке. Святой Савва поддержал православного патриарха Иерусалима Илию, который занимал кафедру апостола Иакова с 494 года (после кончины своего предшественника Саллюстия) : в 509 году под давлением Анастасия Антиохийский патриарх Флавиан подписал «Энотикон», после чего патриарх Илия заявил о приверженности своей Церкви Халкидонскому оросу. Два года спустя патриарх Илия направил в столицу империи делегацию монашествующих во главе с преподобным Саввой, и ввиду его огромного авторитета среди православных халкидонитов император принял делегацию, беседовал со святым ревнителем Православия, но переменить свою позицию император не захотел. Пребывая полгода в Константинополе, святой сплотил столичных халкидонитов, вдохновил их на исповедническое стояние за Халкидонский орос.

После неудачного восстания против Анастасия, которое вспыхнуло под знаменем защиты Православия, император в 512 году распорядился низложить колебавшегося Антиохийского патриарха Флавиана, чья подпись под «Энотиконом» была вынужденной, и заменить его последовательным монофизитом Севиром. Столичный престол после низложения святого Македония занимал признавший «Энотикон» Тимофей. Александрийский престол занимал монофизит Иоанн Никиот – в Александрии православных патриархов не было с 483 по 539 год. На христианском Востоке оставался единственный православный патриарх – Илия. Но 20 июля 516 года и он был низложен по указанию императора – для подавления возможных протестов со стороны диафизитов, составлявших большинство христиан Святой Земли, в Иерусалим были введены войска под командованием правителя Палестины Олимпия. На Иерусалимский престол поставлен был бывший диакон Иоанн, согласившийся подписать злополучный «Энотикон».

Тогда в базилике первомученика Стефана, расположенной в окрестностях Иерусалима, состоялось собрание епископов и монахов Святой Земли. На нем преподобный Савва и Феодосий Кинонарх, взойдя на амвон, провозгласили: «Четыре собора – четыре Евангелия» [9] – и изрекли анафему всем, кто отвергает учение четырех Вселенских Соборов, включая и пререкаемый Халкидонский Собор. Персональная анафема провозглашена была и Севиру Антиохийскому. Этот акт вызвал поддержку со стороны участников собрания и затем, когда о нем стало известно, значительного большинства палестинских христиан. Более того, «патриарх Илия III, очевидно втайне согласный с архимандритами, не счел нужным противодействовать этому. Со своей стороны император Анастасий также решил временно прекратить давление» [10] на Иерусалимскую Церковь. Незадолго до своей кончины, уже в правление святого Юстиниана, в 531 году, преподобный Савва Освященный совершил поездку в столицу, чтобы просить императора о денежной помощи на восстановление церквей и монастырей Святой Земли, разрушенных в ходе восстания евреев и самарян, и это трудное путешествие старца преклонных лет не осталось бесплодным: Юстиниан выделил значительные средства на восстановление святыни.
  001   002   003   004  005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

административное устройство вселенской православной церкви | севиру антиохийскому | петра iii монга | типикону великой | студийско-алексиевскому типикону |
Постоянная ссылка: Церковь во второй половине V – начале VI века. Часть 2 Православие.Ru
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера