Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и ...

  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078   079   080   081
В начало текстаВ конец текста
Вне храмины с правой стороны сидит крылатый ангел с жезлом в руке; с левой – две св. жены: первая держит в руках кадильницу на трех цепочках, вторая – ящик с миррой. На заднем плане – пальмовые деревья (= сад) . На некоторых ампулах (рис. 145) опущены кое-какие детали, но прибавлена надпись: « ἀνέστη " или " ἀνέστη ὁ Κύριος »; шатер заменен сводом. Число св. жен ни на одной ампуле не простирается свыше двух, хотя бы по условиям места увеличение и представлялось возможным; следовательно, художники руководствовались здесь текстом Евангелия Матфея. В целом композиция ампул имеет более идеальный характер, чем – авориев: кресты и светильники явились здесь под влиянием особых представлений о гробнице Иисуса Христа.

В мозаиках равеннских 2508 гробница – моноптерос, с куполом, коринфскими колоннами, на круглой базе, с открытым входом. На пряжке от пояса, приписываемого Кесарию Арелатскому (VI в.) 2509, – роскошная ротонда на прямоугольном основании, с двумя спящими воинами. На бронзовой медали 2510 иерусалимского происхождения, найденной в 1600 г. в Риме, гробница – ротонда с куполом, с открытыми дверями, двумя упавшими воинами и с надписью: « ἀναστάσις ». Явления ангела св. женам нет, как и на предыдущем памятнике.

В Евангелии Раввулы (л. 277 2511) роскошные пальмы покрывают весь фон картины (рис. 149) ; они означают сад Иосифа Аримафейского. В центре картины – ротонда с античными колоннами, с вычурным куполом в виде колокола. Из полуоткрытых дверей ротонды стремительно вылетают три пучка лучей и поражают трех стражей. Налево ангел в золотом нимбе, в светло-голубой тунике с золотыми клавами и иматии, с жезлом, сидит на камне; перед ним две св. жены: передняя в нимбе, с фляжкой, наполненной ароматами; задняя с сосудом в виде лампады, указывающим, вероятно, на раннее прибытие св. жен ко гробу, когда было еще темно ( Ин. 20: 1 ) 2512. Направо те же две жены припадают к ногам Иисуса Христа воскресшего. Первая из св. жен, отличенная нимбом и сходная по всему с Богоматерью в сцене распятия, есть, по всей вероятности, Богоматерь. Ее появление в картине воскресения оправдывается не буквой евангельского рассказа, но преданием, засвидетельствованным церковной письменностью 2513. В позднейших лицевых Евангелиях лишь очень редко удерживается гробница Иисуса Христа в виде цельного здания; таковы Евангелия императорской публ. библ. № 21 (л. 7 об.) и № 105 (л. 67) .

В лицевых греческих псалтирях гробница Иисуса Христа обычно имеет вид шатровой будки; таковы миниатюры псалтири Лобкова ( Пс. 30: 14; 7: 8; 101: 14 ) и афонопандократорской (Пс. 77: явление Иисуса Христа св. женам; гробница = киворий византийский) . В некоторых средневековых миниатюрах Запада – гробница в виде купольного здания (Евангелие Бернарда) или фасада базиличного храма (кодекс гильдесгеймский) 2514. Общее во всех рассмотренных памятниках отступление от евангельского рассказа заключается в форме гробницы. По Евангелию, тело Иисуса Христа положено было в новом гробе, высеченном в скале (ἐν τῷ καινῷ μνημεί ῳ, ὁ ελατόμησεν ὁ Ί ωσἡφ ἐν τ ῇ πἐτρ ᾳ) , т. е. в обычной погребальной пещере; между тем в памятниках вещественных место погребения имеет форму храма. Объяснение этого отступления заключается в том, что составители рисунков держали в уме мысль о храме, построенном Константином Великим на месте воскресения Иисуса Христа, и под формой его представляли погребальную пещеру. Говоря о всей совокупности памятников, нельзя утверждать, что они передают точную копию действительного храма: против этой точности говорит различие форм храма на разных памятниках: между формами храма на авориях, с одной стороны, и ампулах, с другой, – значительная разница. Совершенно отличается от тех и других храм Воскресения в виде базилики, встречающийся в некоторых памятниках западных и восточных (код.)

Григория Богослова XIII в. в библ. Афоноиверск. монастыря, № 27, л. 205 (. Впрочем, различие между этими последними и вышеназванными устраняется, по нашему мнению, тем, что одни из них) последние (передают цельную) базиличную (форму храма Воскресения, а другие лишь главную часть его – ротонду; но и форма ротонды на наших памятниках неодинакова; а потому нельзя сказать, что все они дают копию этого сооружения. Однако какой же из них ближе стоит к оригиналу? Узнать это было бы очень важно потому, что первоначальный храм до нас не сохранился. Правда, существуют изображения его на монетах и печатях царей иерусалимских, на печатях ордена Тамплиеров; известно также несколько церквей, построенных по образцу св. ротонды 2515; но все они передают уже реставрированные, после персидского разгрома) 614 г. (, формы храма; между тем некоторые из авориев и ампул относятся ко времени ранее VII в.
  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078   079   080   081
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

двоеперстие рисунок старообрядческого сборника апокрифов выписей xviii ргб 617 | поклонение пастухов миниатюра библии никколо д’эсте 1434 vat barber lat 613 fol 514 | насыщение манной миниатюра библии кард мациевского 1250 morgan 638 fol | папа иоанн xxii принимает путешественника францисканца одорика порденоне миниатюра рукописи книги разнообразии мира марко поло paris 2810 fol 1410–1412 | 613 старорусская икона божией матери |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских, Часть 3 - читать, скачать - Николай Васильевич Покровский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера