Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к ...

  001   002   003   004   005  006 
В начало текстаВ конец текста
Можно назвать это икономией? Тогда фактическую отмену любого канонического правила можно назвать икономией, спрятаться за это слово, но это разве выход?

Благодарю Вас за статью. Особенно же за то, что вы напоминаете о богословском характере каноники, и о том, что к канонам церкви следует относиться с большим благоговением, потому что они являются, как совершенно справедливо несколько раз указывается в статье, частью предания отцов церкви. В предании каноны иногда называют божественными, святыми, а каноническую деятельность отцов богодухновенной.

Благоговейное отношение церкви к канонам действительно требует от нас особого настроения в их чтении и толковании. Когда-то у атеистически настроенной интеллигенции существовала привычка читать Евангелие с карандашом в руках, в поисках противоречий. Думается, что такое настроение не приближает читателя к истине, потому что этот текст существует по другим правилам. Как священное писание, догматы и таинства, также и каноны церкви открывают свою истину глазам веры.

Совершенно справедливо вы сравниваете церковное право с формированием иконописного канона, с церковным искусством.

Право в классическом (римском) определении это именно искусство, мастерство (ars) : находить и являть норму доброго, должного, подобающего, как образ деяния в конкретной ситуации, в общении людей. Икона являет образ для созерцания, являет Бога, хотя может быть и через какой-то маленький сюжет жизни какого-нибудь святого. Также и каноническое правило являет образ Церкви, во всей ее славе, хотя может быть иногда и, скажем так, «сюжетно», фрагментарно, в специальной исторической ситуации.

Мне бы хотелось сделать одно дополнение, которое касалось бы затрагиваемой вами темы позитивистского подхода.

Вообще стоило бы различать: - позитивизм как научный метод, подчеркивающий важность изучения фактов и источников, и преодолевающий крайности схоластического абстрагирования. - позитивизм как философия (О. Конт и др.) - позитивизм как идеология, продолжение просвещенческого натуралистического и атеистического настроения, в крайних своих проявлениях имеющий следствием грубый материализм и т. п. - юридический позитивизм, который хотя и рождается на волне философского и идеологического позитивизма 19 века, имеет свою специфику.

Совершенно справедливо вы указываете на то, что позитивистский подход мало совместим с каноническим преданием.

По-видимому, речь идет о юридическом позитивизме? Это осталось не вполне ясным, т. к. в данной статье вы ссылаетесь на энциклопедическую статью о позитивизме вообще, а в предыдущей, где приводится классификация подходов к канонам, среди которых есть и позитивистский, к сожалению, не указывается источник. Какие именно авторы в дореволюционной дискуссии придерживались такой точки зрения? Сами ли они или их оппоненты называли их мнения «позитивистскими»?

Мне приходит в голову такой пример. В начале прошлого века в русской религиозной философии уже началась критика позитивизма (и связанного с ним марксизма) . Речь идет о знаменитом сборнике-манифесте 1902 г. «Проблемы идеализма», первоначальное название которого в рукописи было «Против позитивизма», одним из главных составителей которого был П. И. Новогородцев, профессор Юридического факультета. Однако в эти же годы проф. Заозерский в некрологе Н. А. Аксакову, который умер вскоре после Предсоборного присутствия (кажется, 1906) , пишет в самом положительном смысле, что его метод был – «строгий научный позитивизм», что подразумевает добросовестное отношение к историческим текстам, т. е. то, что канонист опирается на древние каноны, а не на позднейшие схоластические абстрактные теории западного происхождения, которыми оперировала в то время и православная богословская школа. К слову, Аксаков был сторонником неизменяемости канонов.

Суть юридического позитивизма едва ли в том, что право подчиняется социальной действительности, и меняется вместе с ней.

Скорее незыблемость буквы закона, требование подчинения закону независимо от социальных последствий, характеризуют лицо юридического позитивизма в истории. Материализм позитивизма вообще в применении к праву принял форму легализма – т. е. безусловного почитания самого властного акта и текста закона. Именно идеология юридического позитивизма парализовала сопротивление юридической корпорации Германии и Италии в первые годы фашизма, который первоначально приходит к власти легально и начинает политику террора через законы. Такой же взгляд на законы провозглашало и советское государство. Право есть приказ, всякое волеизъявление власти, воля господствующего класса, поэтому бессмысленно рассуждать об их содержании. Все что угодно может стать таким содержанием, и будет проводиться в жизнь госаппаратом. Другими словами, законы и вооруженные силы – есть факт, в то время как достоинство и счастье одного человека есть отвлеченная идея.

Существенно потеснить влияние юридического позитивизма в юриспруденции удается уже только после Второй Мировой войны (эпоха возрождения естественного права, прав человека, углубление понятия права через углубление понятия человека и общества, деидеологизация права) .

Светская юриспруденция отвергла чисто позитивистский подход, признав, что закон является таковым не только в силу власти, его принимающей и гарантирующей его исполнение, но и в силу содержания, закон существует для человека, и должен отражать его неотъемлемые права, его достоинство – как мы, христиане, можем сказать, образ Божий в человеке и замысел Бога о сотворенном им мире.

Однако каноника в целом всегда было защищена от позитивизма церковной традицией, и в том числе, и почитанием древних канонов (хотя конечно дух времени оказывал некоторое влияние на отдельных представителей церковной науки) .

Реальность живой церковной веры – уверенность в невидимом, присутствие в жизни мистической глубины – преодолевают конфликт между фактом (видимым) и идеей (невидимым) . Именно этот конфликт, этот разрыв внутри человека и спровоцировал появление в 19 в. позитивизма, как реакции на идеализм эпохи революций.

В православии каноны никогда не рассматривались как чисто волюнтаристский акт церковной власти, но как обретение ответа на вызов времени всею церковью (момент рецепции) через просвещение свыше. Понимание и исполнение канонов требует такого же просвещения свыше и рассуждения об их содержании, чтобы видеть заложенную в них божественную истину, указанный в них путь спасения, и, удерживая умом это видение, именно для него и действовать, воплощая эту истину в жизни. Ответить Написать комментарий Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом.

На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим. : Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Ваше имя Ваш город Ваш e-mail Зарегистрированным пользователям логин пароль запомните меня личный кабинет, регистрация Ваш комментарий Подписаться на рассылку комментариев к этой статье.
  001   002   003   004   005  006 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петр был епископом рима сейчас рим есть престол петра отсюда вселенской церкви разве москва это третий рим отсюда можно сделать вывод что российская православная церковь является раскольнической тому канонической | генеральная ассамблея архиепископии православных русских церквей западной европе отказалась выполнить решение константинополя самороспуске | управляющий делами упц вместе воинами-афганцами совершил заупокойное богослужение случаю годовщины вывода войск афганистана видео | временным высшим церковным управлением юго-востока россии | иконы где центре представлена святая мать перед ней три небольшие фигурки малолетних дочерей |

Источник текста


Постоянная ссылка: Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к канонам позитивистский подход? : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера