Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к ...

  001   002   003   004  005   006
В начало текстаВ конец текста
Основание такого воззрения на догматы Церковь черпает из Священного Писания: «Вся, яже слышал от Отца Моего, -говорил Господь своим ученикам, - сказах вам» ( Ин. 15: 15 ) . (см. : Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1910. Т. 1. С. 43-45) . [13] Малиновский Н., протоиерей. Указ. соч. С. 27. [14] 1 канон VII Вселенского Собора. [15] Архиепископ Пётр (ЛЮилье) . Правила первых четырёх Вселенских Соборов. М., 2005. С. 34-35.

Благодарю Вас за отзыв на опубликованную статью. Ваши замечания весьма уместны о том, что необходимо прояснить, о каком позитивизме идёт речь. К сожалению, по некоторому недоразумению сначала была опубликована недоработанная версия статьи, в которой как раз и не было уточнений о позитивизме. В заменённой версии статьи эти уточнения есть.

Совершенно с Вами согласен в том, что термин " позитивизм " многозначителен. Например, в положительном смысле о нём высказывается наш дореволюционный канонист Заозерский в своей рецензии на учебники епископа Никодима (Милаша) , Суворова и Павлова (см. Богословский вестник за 1902 годы № 10 и 11) . Как тогда отделить эти разные смыслы от одного и того же термина? Полагаю, что взгляды Аксакова, Заозерского можно было бы выразить, например, просто переведя это понятие на русский язык: позитивизм - положительное изучение права, основанное на строгом отношении к церковно-правовым текстам.

В заключении этого короткого замечания хотелось бы напомнить, что в первой опубликованной статье по этой теме было ясно и недвусмысленно указано, что каноны могут изменяться и менялись на протяжении своей истории. Была предложена и примерная, ограничительная формула их способности к изменению: каноны абсолютно неизменяемы по своему духу и относительно неизменяемы по своей форме. Ответить

Михаил Варьяс, Москва 4. 07. 2009 в 00: 41 Само обращение к применению философии и теории права в современных канонических исследованиях можно оценить весьма положительно (и это, кстати, одно из проявлений позитивизма в методологии науки церковного права) . Что же касается некоторых мнений автора о преимуществе богословского подхода над юридическим в канонике, здесь есть с чем поспорить. У классиков науки канонического права (Никодим, Суворов, Павлов, тот же о. Владислав Цыпин) различаются 3 основные элемента в науке канонического права: богословский, исторический и юридический. Каждый из них выполняет свою особую роль, и говорить о приоритете богословского метода над всеми остальными было бы некорректно. Не случайно наука церковного права уже к 80-м годам 19 века из богословской науки полностью перешла как составная часть юрипруденции. Не оспариваю важности историко-догматического метода в науке церковного права, однако все-таки, как наука юридическая, она в той части, в которой относится к формулировкам и логике правовых норм, к процессу их толкования и применения, она не только может, но и должна использовать позитивистские юридические методы и аксиомы. Что касается проблемы неизменности канонов, то логика автора состоитв том, что раз приоритет в канонике отдается богословию, а каноны базируются на неизменных догматических и нравственных истинах, то и сами каноны являются неизменными. Однако, базирование чего-либо на определенных константах не всегда означает константности этого производного от констант явления. Каноны, даже принятые вселенскими соборами. тем не менее являются производными от догматов и нравственных заповедей; кроме того, будучи правовыми нормами, каноны принимались, порой, в конкретных жизненных обстоятельствах. которые не всегда могут соотноситься с инымми историческими периодами; наконец, каноны - это правовые нормы, установленные высшим органом церковной власти Вселенской Церкви - Поместным собором. Не думаю, что в случае, если этот высший орган церковной власти издаст иные каноны, либо отменит действующие, было бы неправильно (даже с точки зрения догматики) ограничивать высший орган власти Вселенской Церкви (пусть даже чисто теоретически, в случае, если когда-нибудь он все же собирется) в праве корректировки канонических правил. Наконец, еще раз хотелось бы отметить, что позитивизм (кстати. согласен с Т. Борщ по поводу того, что под позитивизмом даже в юриспруденции можно понимать абсолютно различные вещи) как метод юридической науки не так уж несовместим с каноникой, ведь в самом начале статьи авторприводит определение позитивизма как опыта, факта. А разве церковное Предание - это не есть разновидность опыта, а церковная история не есть последовательного набора фактов? Ответить

иерей Роман, Воронеж 19. 06. 2009 в 15: 27 Несомненно каноны имеют опору в догматах, которые неизменны. Но по прежнему нет обоснования, как из этого вытекает неизменяемость канонов, правил составленных в определенных исторических условиях. Напр. 38 правило св. василия Великого о запрете выходить замуж без соизволения отца - оно настолько же неизменно, как догматы? В современной практике им вряд ли кто руководствуется (на три года не отлучают от Церкви) .
  001   002   003   004  005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петр был епископом рима сейчас рим есть престол петра отсюда вселенской церкви разве москва это третий рим отсюда можно сделать вывод что российская православная церковь является раскольнической тому канонической | генеральная ассамблея архиепископии православных русских церквей западной европе отказалась выполнить решение константинополя самороспуске | управляющий делами упц вместе воинами-афганцами совершил заупокойное богослужение случаю годовщины вывода войск афганистана видео | временным высшим церковным управлением юго-востока россии | иконы где центре представлена святая мать перед ней три небольшие фигурки малолетних дочерей |

Источник текста


Постоянная ссылка: Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к канонам позитивистский подход? : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера