Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к ...

  001   002   003  004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Вследствие этого она, как бы это не звучало неожиданно, является более свободной в использовании своего права, чем государство в отношении права светского. Можно сказать и иначе: в глазах Церкви Её право является более относительной ценностью, чем светское право для государства.

Поэтому, исходя из вышесказанного, можно сделать два вывода. Во-первых, использование позитивисткого подхода к канонам невозможно в силу тесной связи этих правил с догматами веры, которые неизменны, а также принадлежности канонов к церковному Преданию. А во-вторых, неисполнение многих канонов в реальной церковной жизни не означает их отмену. Ведь и Новый Завет часто, бывает, нами не исполняется. Например, много в нём говорится о необходимости милосердия. Но в какой мере мы исполняем заповедь о нём в своей реальной жизни? Правдивым будет ответ, что заповедь эта в массовом отношении исполняется плохо. Но ведь никому не придёт в голову говорить о необходимости отмены тех повелений Нового Завета, которые массово не исполняются. То же самое, полагаю, можно говорить и применительно к церковному праву.

Дополнительно к теме неизменяемости канонов будет опубликован более подробный анализ воззрений святителя Филарета Московского по этому поводу.

P. S. В одном отзыве на эссе говорилось, что я не учёл противоречий, существующих в правилах о приёме еретиков. Действительно, 46 Апостольское правило повелевает еретиков принимать только через крещение, а другие, последующие правила устанавливают трёхстепенную систему приёма таковых. Как это оценивать? Апостольские правила, как правила, относящиеся к антиохийскому региону и записанные в IV веке, хотя и несут на себе, несомненно, печать апостольского Предания, тем не менее, по причине своего позднего происхождения, находятся в подчинительном отношении к Вселенским соборам. А последние, как я уже говорил, имели право подвергать проверке на соответствие Преданию все иные правила, не принятые на Вселенских соборах.

А потом, следует учитывать, что эпоха Вселенских соборов – это эпоха «чеканки», формирования основного свода церковного правопорядка. Эту ситуацию можно сравнить с формированием иконописного канона, который возник не сразу. Ведь, например, были сначала и символические изображения Господа Иисуса Христа, а потом они были запрещены. [1] История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2. Под общей ред. В. С. Нерсесянца. М., 1998. С. 500. [2] Там же. С. 535. [3] Цит. по: там же. С. 538. [4] Цит. по: там же. С. 678. [5] По Д. Остину, волеизъявление суверена (носителя существующей власти) и есть собственно право. Норма права, говоря его словами, является «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им» ( цит. по: там же. С. 536 ) . [6] Малиновсий Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1910. Т. 1. С. 19. [7] Цыпин Вячеслав, протоиерей. Курс церковного права. Учебное пособие. Клин, 2002. С. 502. [8] То есть, вступление в течение жизни только в один брак, чему обязано следовать белое духовенство [9] Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду о том, возможно ли разрешить крещенному еврею, состоявшему в двух браках в иудействе и в одном по принятию православия, 4-й брак Филарет, митрополит Московский и Коломенский, святитель. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. Под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. CПб., 1887. Т. дополнительный. Мнение № 63. С. 220. 07. 01. 1848 г. [10] Имеется в виду принятие Католической церковью в 1854 году догмата о непорочном зачатии Божией Матери. [11] Донесение Святейшему Синоду митрополита Филарета о том, возможно ли разрешать браки с племянницами мачехи Филарет, митрополит Московский и Коломенский, святитель. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. Под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. M., 1888. Т. 5. Ч. 2. Мнение № 732. С. 519. П. 16. 29-31. 12. 1864 г. [12] Как пишет о. Николай Малиновский в своём курсе догматике, в Римо-католической церкви под теорией догматического развития понимается возможность и качественного изменения догматов и количественного их наростания в церкви. Согласно этой теории, Церкви вверена вера, в сущности являющейся только семенем, которое ей предстоит возрастить и развить. Само учение Господа Иисуса Христа и апостолов преподано будто бы только в общих, неясных и неопределённых чертах, а не со всей полнотой и ясностью. Церкви же якобы надлежит на пути своей исторической жизни эту неопределённость и неясность учения веры устранить. И этот переход скрытых истин в ясные, точно изложенные и сформулированные, называется в Католической церкви, догматическим прогрессом Церкви.

Совсем не так относится к этому Церковь Православная, которая рассматривает догматы веры как божественные по своему происхождению, а следовательно являющимися истиной абсолютной, неизменной на века, не подлежащей никаким поправкам, дополнениям или усовершенствованиям.
  001   002   003  004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петр был епископом рима сейчас рим есть престол петра отсюда вселенской церкви разве москва это третий рим отсюда можно сделать вывод что российская православная церковь является раскольнической тому канонической | генеральная ассамблея архиепископии православных русских церквей западной европе отказалась выполнить решение константинополя самороспуске | основами социальной концепции русской православной церкви | митрополит волоколамский иларион решение приостановить молитвенное поминовение богослужением константинопольского патриарха означает полного разрыва евхаристического общения | часовня гроба гросподня эпоха имп константина |

Источник текста


Постоянная ссылка: Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к канонам позитивистский подход? : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера