Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к ...

  001   002  003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Изменчив человек, изменчив мир. Может ли Церковь подстраиваться под мир? Она может оказывать снисхождение немощи человека, но нормативно изменять канон, понижать его моральную или дисциплинарную планку она не в праве. Есть разница между икономией и изменением нормы. «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная», обращается к римлянам апостол Павел ( Рим. 6: 22 ) .

Однако не лишается ли церковное право через факт неприменения канонов такого признака всякого права как общеобязательность права? Полагаю, что не лишается, поскольку этот признак в церковном праве не имеет такого значения, как в праве светском. Если в последнем массовое несоблюдение нормы права побуждает законодателя менять норму права и приближать ёё к социальной действительности, то в каноническом праве Церковь поступает иным образом: норму канона она оставляет без изменения, а на практике проявляет икономию (по мотивам снисхождения, справедливости, целесообразности и так далее) .

Почему такая разница существует в светском и каноническом праве? Критерии того, что есть благо для светского права довольно зыбки и изменчивы, а в каноническом праве, благодаря его тесной связи с догматическим и нравственным богословием, они тверды и устойчивы. И если какой-то канон на протяжении хотя бы и большого периода времени не применяется, то это не проблема канонического права. Да, по тем или иным причинам этот канон не применяется сегодня, но это не означает безусловно, что он не будет применяться и завтра (например, каноны о возрастном цензе клириков) . А изменение правила, понижение его нравственной или дисциплинарной планки является декларативным отказом от высокого уровня христианской жизни, содержащейся в Божественном Откровении и Предании, что, по сути, будет ни чем иным, как нормативной деградацией Церкви, своеобразным каноническим протестантизмом.

Кроме этого, есть ещё один признак, помимо признака общеобязательности, по которому церковное право отличается от права светского – это признак обеспечения права (применительно к светскому праву – обеспечения права государством) .

В отношении этого признака можно сказать следующее. Церковь в качестве общественного института отличается от государства, так и церковное право, а вернее – его жизнь в Церкви, отличается от государства. Там, где государство предпочитает выбирать принуждение, Церковь готова, если это позволяют обстоятельства, проявить терпение и снисхождение. Там, где государство неуклонно стремится утвердить порядок, дисциплину и единообразие, Церковь попускает быть определённым послаблениям и отступлениям от канонов. Почему так? Ответ даёт нам церковная история. Вселенская Церковь на пути своей исторической жизни выбрала для себя не ту модель, которую предлагали ей Тертуллиан, Новатиан, Донат (земная Церковь как общество святых) , а представление о себе самой как о лечебнице, в которой пребывают как здоровые, так и больные, причём последних – больше.

На этот признак права Церковь также смотрит иначе, чем смотрит на него государство. Для государства исполнение нормы права – эта реализация предназначения права. Для Церкви же исполнение нормы права – это лишь одна из «ступенек» в спасении человека.

Но зачем же тогда каноны, если иногда можно исполнять, а иногда можно не исполнять? Каноны несомненно нужны, потому что в этих дисциплинарных требованиях в качестве ориентира для человека показывается общая для всех безопасная для души мера поведения, а также целесообразный, некий идеальный порядок организации церковной жизни.

Но, спросят тогда некоторые, разве недостаточно заповедей? Недостаточно, потому что Церкви как сложному общественному союзу (это, конечно, только одна из видимых сторон Её существования) для успешного осуществления своей деятельности требуются ещё и нормативные, правовые предписания.

Поэтому можно говорить, что эти два признака – общеобязательность права и его обеспеченность государством являются существенными чертами, которые отличают его от церковного права. Для государства обеспечение права, равно как для гражданина исполнение права, задача более существенная, чем для Церкви. Ведь государство – это гораздо более сложный, значительно более формализованный разнородный общественный институт, успешное функционирование которого напрямую зависит от соблюдения установленных правил. Но не так дело обстоит в Церкви. Церковь – союз благодатный, созидаемый и утверждаемый благодатью Божией, мистически являющийся Телом Христовым. А государство – лишь естественное явление общественной жизни человека, хотя и содержащееся в действии Промысла Божия в истории человечества. В отличии от Церкви этот союз не имеет обетования о том, что врата ада не одолеют его ( Мф. 16: 18 ) . Поэтому государство вынуждено гораздо более опираться на право, чем делает это Церковь.

А для Церкви каноны – это всё-таки лишь один из инструментов осуществления Её миссии на земле, причём, наверное, не самый важный, хотя и необходимый.
  001   002  003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петр был епископом рима сейчас рим есть престол петра отсюда вселенской церкви разве москва это третий рим отсюда можно сделать вывод что российская православная церковь является раскольнической тому канонической | генеральная ассамблея архиепископии православных русских церквей западной европе отказалась выполнить решение константинополя самороспуске | управляющий делами упц вместе воинами-афганцами совершил заупокойное богослужение случаю годовщины вывода войск афганистана видео | временным высшим церковным управлением юго-востока россии | иконы где центре представлена святая мать перед ней три небольшие фигурки малолетних дочерей |

Источник текста


Постоянная ссылка: Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к канонам позитивистский подход? : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера