Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Кнутов Алексей, иерей Среди отзывов, поступивших на опубликованное эссе, частыми были критические замечания о том, что в статье не аргументировано утверждение о невозможности применять к каноническому праву позитивистский подход. Автор обосновывает свою позицию по этому вопросу.

На всякий случай ещё раз предварительно уточню, что под канонами, согласно сложившейся в церковном праве терминологии понимаются только те правила, которые вошли в состав синтагмы Номоканона святителя Фотия, на русском языке известные в сборнике под названием «Книга правил». Все остальные церковные правила признака неизменяемости и непогрешимости не имеют, так как не имеют авторитета Вселенских соборов, либо авторитета всецерковной их рецепции (здесь имеются в виду правила двух Константинопольских соборов 861 и 879 годов, а также послание святителя Тарасия Константинопольского к папе Римскому Адриану) .

Что понимается под позитивистским подходом к праву? По одному из определений позитивизма, согласно Большому современному толковому словарю русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой, это такое отношение к действительности, которое исходит из опыта, фактов. Основателем философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», является Огюст Конт ( 1798-1857 ) . В своём основном труде «Курс положительной философии» он отказался от попыток философии постигнуть сущность вещей и провозгласил, что главной задачей философии является поиск ответов не на вопросы о природе явлений, а о том, как возникают и протекают эти явления [1]. В юриспруденции же возникновение собственно юридического позитивизма связывают с творчеством английского правоведа Джона Остина ( 1790-1859 ) . В своём воззрении на право он совместил методологию современных ему позитивизма и утилитаризма, для которых характерным был акцент на эмпирических особенностях права (право как факт) . Джон Остин в своих «Лекциях о юриспруденции, или философии позитивного закона» предполагал изучение права осуществлять на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а также от социально-политических его характеристик, присущих естественно-правовой традиции обсуждения проблематики права и правоведения [2]. Кратко суть юридико-позитивисткого подхода в понимании права можно передать формулой «закон есть закон». Немецкий правовед К. Берг, автор книги «Юриспруденция и философия права» (1892) , по этому поводу считал: «Сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя» [3]. Помимо юридического позитивизма методология Огюста Конта повлияла также и на формирование другого направления в юриспруденции, на так называемую, социологическую юриспруденцию. Одним из выразителей этого направления является австрийский правовед Е. Эрлих, опубликовавший в 1913 году книгу «Основы социологии права», в предисловии к которой он написал, что право коренится не в текстах законов, а в жизни: «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, - не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе» [4]. Применительно к церковному праву использование методологии позитивизма означало бы, что, содержание его норм, либо должно было бы целиком зависеть только от воли современной церковной власти (юридический позитивизм Д. Остина [5]) , либо зависеть в значительной степени от реалий церковной жизни (социологическая юриспруденция) . Но ни то, ни другое совершенно не подходят для церковного права.

Несмотря на то, что встречаются разномыслия по поводу его сущности, всё-таки общепринятым является воззрение на церковное право как на предмет, имеющий преимущественно богословский, а не юридический характер. Иными словами, церковное право – это богословско-юридический предмет, а не юридико-богословское явление. Говоря, что это преимущественно богословская дисциплина, я, прежде всего, подразумеваю наличие теснейшей связи церковного права с православным догматическим богословием.

Протоиерей Николай Малиновский в вводной части своего учебника по догматическому богословию писал: «Догматы веры, содержа в себе учение о Боге и домостроительстве человеческого спасения, выражают и определяют самое существо христианской религии, как возстановленного воплотившимся Сыном Божиим союза Бога с человеком; все другие христианские истины - нравственные, богослужебные, канонические - имеют значение для христианина в зависимости от признания догматов, в которых имеют для себя и точку опоры. Отсюда видно, что догматы веры имеют первостепенное значение в христианской религии» [6]. О том же самом, но уже применительно к самому церковному праву пишет в своём учебнике протоиерей Владислав Цыпин: «… каноны по сути своей представляют приложение неизменных и вечных, непогрешимых основ христианского нравственного учения и экклезиологических догматов, содержащихся либо прямо, либо implicite в их текстах, к изменяющейся церковной жизни» [7]. Обусловленность канонов догматами веры бывает разной: иногда более явной, иногда менее явной (например, её трудно уловить в правилах, касающихся церковного судебного производства) .
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петр был епископом рима сейчас рим есть престол петра отсюда вселенской церкви разве москва это третий рим отсюда можно сделать вывод что российская православная церковь является раскольнической тому канонической | генеральная ассамблея архиепископии православных русских церквей западной европе отказалась выполнить решение константинополя самороспуске | управляющий делами упц вместе воинами-афганцами совершил заупокойное богослужение случаю годовщины вывода войск афганистана видео | временным высшим церковным управлением юго-востока россии | иконы где центре представлена святая мать перед ней три небольшие фигурки малолетних дочерей |

Источник текста


Постоянная ссылка: Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к канонам позитивистский подход? : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера