Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к ...

  001  002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Приведу явный пример такой связи. Святитель Филарет Московский, рассуждая о догматических основаниях приоритета, предпочтительности единобрачия [8] перед последовательным двоежёнством или троежёнством, писал, что важность единобрачия и существует, и открывается только в христианстве: «Почему Церковь только первый брак признает совершенным? Без сомнения, на основании слов Апостола о браке: тайна сия велика есть: Аз же глаголю во Христа и во Церковь. Поелику брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту, Церковь, и Церковь только единого Жениха, Христа» [9]. Тесная связь экклесиологии и брачного церковного права в этом примере очевидна.

Можно привести много и других примеров связи догматов с канонами. Достаточно открыть «Книгу правил» и читать правила подряд. 1 Апостольское правило: «Епископа да поставляют два или три епископа». Епископ – это преемник апостолов. А в книге Деяний мы читаем, что «сопричисление» апостола Матфея в число двенадцати вместо отпавшего Иуды было совершено не одним апостолом, а собором апостолов ( Деян. 1: 15-26 ) . 2 Апостольское правило предписывает пресвитера, диакона и прочих причётников поставлять одному епископу. Тут это правило связано с представлением об этих клириках как о сотрудниках, подчинённых власти епископу и обладающих меньшей священнослужительской благодатью, чем он. Поэтому для их поставления достаточно лишь одного епископа.

И так далее можно приводить примеры, показывающие связь канонов и догматов. Ещё раз повторюсь, что невсегда эта связь присутствует явным образом.

Святитель Филарет Московский, чей опыт применения и толкования канонов имеет в Русской Православной Церкви высокое авторитетное значение, считал, что логическим следствием тесной связи догматов с канонами является определённая неизменяемость последних. Неизменяемы догматы, относительно неизменяемы и каноны. Так, полемизируя с членом Святейшего Синода протопресвитером Бажановым по вопросу о том, может ли быть заключён брак с племянницей мачехи, святитель Филарет указывал, что такой брак, по правилам, запрещён, и что разрешение подобных браков было бы серьёзным выходом за предел, положенный вселенскими канонами, фактически – отмена старого и принятие нового правила. Ссылаясь в своих рассуждениях по этому делу на неуместность создания Римо-католической церковью нового догмата [10] после 18 веков существования христианской Церкви, он задаётся вопросом: «Не было ли бы слишком неблаговременно, если бы Российская Церковь предприняла созидать канонические правила о браках, ослабляя те, которыми издревле охраняется святость таинства брака? » [11] В этом сравнении опасности создания новых правил с допущением католиками теории догматического развития святитель Филарет фактически утверждает, что как неизменны догматы, так должны быть неизменны и каноны [12]. Какова здесь логика рассуждений? Неизменен Бог – неизменны богооткровенные истины о Боге, хранимые Церковью. А поскольку жизнь Церкви во всех её аспектах утверждается на истинах, открытых Ей о Боге, то неизменны (в своих основных чертах) Её нравственная, богослужебная и дисциплинарная жизнь. Почему? Тот же протоиерей Николай Малиновский о нравственности пишет: «…нравственное учение всегда являлось в религиях стоящим не во внешней только связи с вероучением, а прямым логическим выводом из понятий о Боге, так что представлению о природе и свойствах Бога вполне соответствует представление о природе и свойствах нравственной жизни» [13]. В определённой мере то же самое можно было бы сказать и о канонах.

Кроме тесной связи церковного права с догматами следует упомянуть ещё об одном обстоятельстве, связанным с неизменяемостью канонов, на которое указывает архиепископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Пётр ЛЮлье в своём труде «Правила первых четырёх Вселенский Соборов». Это - устойчивость церковного Предания, сила традиции. Он пишет: «Последующее каноническое законодательство (то, которое было принято после первых четырёх Вселенских Соборов и Поместных Соборов IV века – прим. автора) , повсеместно воспринятое Православной Церковью, не привнесло каких-либо существенных изменений. Да такие изменения невозможно было бы и представить себе на Востоке, который утвердился в мысли, что не только церковное благовествование, но и основные дисциплинарные нормы составляют неотъемлемую часть непреходящего церковного Предания. Это убеждение в невозможности существенных изменений в данной области было подчёркнуто отцами II Никейского Собора, которые, допуская известное риторическое преувеличение, прилагают к правилам слова Вторазокония по поводу Священного Писания: «Не прибавляй к тому и не убавляй от того» ( Втор. 12: 32 ) [14]. В связи с этим все привносимые здесь изменения всегда преподносились как должным образом обоснованные случаи частного применения» [15]. К этим ёмким словам архиепископа Петра трудно добавить что-то иное.

Теперь, что касается практики применения канонов. Как известно, столетиями многие каноны применяются лишь отчасти, либо не применяются совсем. Согласно позитивисткому подходу, санкционированное компетентной властью неприменение права означает его фактическую отмену.

Но не так в праве церковном.
  001  002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

петр был епископом рима сейчас рим есть престол петра отсюда вселенской церкви разве москва это третий рим отсюда можно сделать вывод что российская православная церковь является раскольнической тому канонической | генеральная ассамблея архиепископии православных русских церквей западной европе отказалась выполнить решение константинополя самороспуске | управляющий делами упц вместе воинами-афганцами совершил заупокойное богослужение случаю годовщины вывода войск афганистана видео | временным высшим церковным управлением юго-востока россии | иконы где центре представлена святая мать перед ней три небольшие фигурки малолетних дочерей |

Источник текста


Постоянная ссылка: Дополнение к статье «О неизменяемости канонов»: Почему неприменим к канонам позитивистский подход? : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера