> Дело дня: Помогите ребёнку <

Толковый Типикон, Часть 7 - читать, скачать - профессор Михаил ...

  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста
Мартирия и Илии 1116. След. и в устройстве монастырской жизни пр. Евфимий должен был склоняться к анахоретскому типу. Но пред смертью он предсказал, что лавра его скоро обратится в киновию, и дал преемнику своему Илье наставления о месте и плане для этой киновии, равно как и правила для нее. Чрез 5 лет по смерти преподобного патр. Мартирий поручил диакону Фиду (которому явившийся Евфимий повторил свое наставление) перестройку лавры в киновию: кельи были снесены; на месте погребения пр. Евфимия построено было здание киновии со стеною и столпом; прежняя церковь обращена была в трапезу и выстроен новый храм 1117. Этот рассказ, так ясно разграничивающий понятия лавры и киновии, д. б. и вообще указывает на временный упадок лаврско-келлиотской жизни (с. 248) в Палестине после пр. Евфимия и подавление ее киновиальною Первая требовала сильных духом руководителей, которых не оказалось по смерти пр. Евфимия. Нужно было появление такого деятеля, как пр. Савва Освященный (деятельность которого относится уже более к VI в. и создала особую эпоху в развитии богослужебного устава) , чтобы этот тип монастыря вновь ожил. С обращением в киновию лавра пр. Евфимия теряет свое значение и постепенно пустеет. 1118 Пр. Герасим Палестина этого периода (V в.) имела, по-видимому, и чисто анахоретские монастыри. Таким д. б. был монастырь пр. Герасима († 475 г.) на Иордане, малоазийца, получившего подвижническое воспитание в Фиваидской пустыне. Питаясь хлебом и водою и занимаясь плетеньем корзин, иноки Герасимова монастыря пребывали в затворе по келиям 6 дней в неделю, собираясь только в субботу и воскресенье не литургию. Сам пр. Герасим 40-цу проводил совершенно без пищи. Он прославился властию над дикими зверями («ему же лев послужи») 1119. Происхождение и особенности Палестинского устава Как видим, жития всех этих основателей палестинского монашества очень мало говорят о чисто-литургической деятельности их. Между тем несомненно, что, создав особый тип монастырской жизни, они не могли не наложить особой печати и на «молитвенной правило» своих иноков. Предание, хотя и сравнительно позднее, считает именно перечисленных палестинских авв родоначальниками Иерусалимского устава. Древнейшие из сохранившихся доныне списков этого устава (XIII в.) увещавают игумена «непреложно и неизменно соблюдать церковное последование, чин и устроение (καταστάσεως) , как предано нам и узаконено бывшими до нас св. отцами во св. из монастырях и лаврах, т. е. Евфимием Великим, Саввою Освященным († 532) , Феодосием Киновиархом († 529) , Герасимом Иорданским, которому послужил зверь, Харитоном Исповедником и Кириаком отшельником (†556 г.) , каковой устав великий в патриархах Софроний († ок. 640 г.) записал для последующих поколений. Когда же варвары сожгли лавру великого Саввы, и запись, сделанная блаженным Софронием, стала жертвою огня, премудрый Иоанн Дамаскин, как трудолюбивая пчела, вновь предал его своим преемникам, и он сохраняется даже до ныне» 1120. Ту же мысль высказывает и св.

Симеон Солунский (XV в.) : «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от свв. Евфимия и Феоктиста, а они (с. 249) приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона. Когда же этот устав (διατύπωσις) , как известно, по разорении того края варварами был уничтожен, тогда иже во святых отец нас Софроний, патриарх святого града, трудолюбиво изложил, а после него божественный отец наш Иоанн Дамаскин, опытный в богословии, возобновил и записал» 1121. Можно, конечно, сомневаться во всех частностях этой генеалогии, особенно если она хочет сказать, что Иерусалимский устав во всем том составе своем, который он имел в XIII-XV в. и который очень близок к нынешнему его составу, исходит от пр. Харитона, Евфимия, Феоктиста и Герасима; но в основе этого предания, уже чтобы оно возникло, должно было лежать историческое зерно. Богослужебные порядки исчисленных палестинских лавр должны были заметно разниться от практики других монастырей, отвечая всему из своеобразному устройству. И пр. Иоанн Кассиан, наблюдавший жизнь палестинских монастырей в настоящую эпоху, как и несколько других известий о них из той же эпохи, позволяют не только определить общий характер из тогдашнего богослужения, но и видеть, что общего было в нем с позднейшим и нынешним иерусалимским уставом. предупредив, что вообще правила египетских монастырей неисполнимы на западе (в Галлии) «по суровости воздуха или по трудности и «разности нравов», и что он будет заменять эти правила из в своих наставлениях о киновиальных жизни «правилами монастырей палестинских или месопотамских» 1122, пр. Кассиан и относительно богослужения палестинского замечает, что оно умеряет «совершенство и неподражаемую строгость (rigorem) египетских правил» 1123.
  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

аккадский язык | павлин аквилейский | киевской духовной академии | аккерманское викариатство | акмолинское викариатство |
Постоянная ссылка: Толковый Типикон, Часть 7 - читать, скачать - профессор Михаил Николаевич Скабалланович
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера