Нравственное содержание догмата о Святом Духе - читать, скачать - ...

  001   002  003 
В начало текстаВ конец текста
Библии тем выражением, как и утешитель Нового Завета, параклит (παράκλητος, παρακαλῶν) , еврейским менахем, от глагола нахам. Глагол этот именно обозначает удовлетворение, напр. в словах Господних у пр. Исаии: « о, Я удовлетворю Себя над противниками Моими » (I, 24) . От этого же глагола произведено название Ноя, этого преимущественного носителя благодати и праведности ( Быт. VI, 8 ) во время допотопное и обличителя греховного мира. Когда он родился, то отец его « нарек имя ему: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Бог » ( Быт. V, 29 ) . Равно и в прочих местах В. Завета, где встречается это слово, оно обозначает примирение со страданиями, внутреннее удовлетворение, т. е. или успокоение добрых, или обличение злых. Поэтому и Нафана-обличителя называют евреи менахем. Такого-то Утешителя скорбящих ожидал Экклезиаст и, не находя его, признал всякое доброе начинание человека безсильным и безплодным, так как кривое не может сделаться прямым (I, 15) , а всякий труд и всякий успех производит только зависть (IV, 4) , и на земле одна участь бывает и праведному, и нечестивому, доброму и злому (IX, 2) .

Если же участь праведных и грешных одна и даже праведным скорее предлежат крест и гонения, нежели беззаконникам, то что удержит их от греха и уныния? Удержит именно тот Утешитель, Который еще не был открыт Экклезиасту, но был ниспослан от Отца Господом Иисусом Христом. Какия же Его действия для борцов с миром или с собственным грехом? Именно те, которыя обещаны были Иисусом Христом, так что победоносная радость в скорбях, стойкость и распространение веры Христовой продолжали называться у христиан утешением Св. Духа, как сказано в Деяниях: « церкви... при утешении от Св. Духа умножались » (IX, 31) , Самое слово утешение, утешаться, во всем Новом Завете обозначало именно внутреннее удовлетворение ( напр. Матф. V, 4; Лук. VI, 24; XVI, 25 ) , и при том преимущественно в смысле утешения в скорбях, претерпеваемых за дело Божие в борьбе с миром или с самим собою (Деян. XX, 1. 2; Рим. XV, 4; 1Кор. IV, 13; 2Кор. I, 4 и VII, 7–13; 1Сол. III, 2 и 2Сол. III, 16) . Это святое, только христианам доступное настроение, и было, и есть, и будет даром Утешителя, Св. Духа. Дары эти разнообразны, по смыслу Св. Писания, но все они имеют целью духовное совершенство, а вовсе не заменяют последнее вопреки толкованиям современных лжеучителей. Прежде всего усвоение Св. Духа верующими изменяет их в нового человека; « я крещу вас в воде, в покаяние, говорил св. Предтеча: но идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем » ( Мф. III, 11 ) . Это второе крещение совершилось в Пятидесятницу по вознесении, по слову Господню: « Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым » ( Деян. I, 5 ) . Всякий знает, насколько изменились апостолы после этого дивного одухотворения.

(. В других изречениях Нового Завета об этих дарах говорится отдельно. Так прежде всего Дух Св. проясняет совесть человека, дает ей высшую и непререкаемую уверенность в своих показаниях: « Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельетвует мне совесть моя в Духе Святом », пишет апостол Павел. Вот почему по слову ап. Петра Св. Дух вселяется с особенною силой в тех, кто ради послушания совести терпит скорби: « Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженни, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется ») 1Пет. IV, 14 (. Если кого влекут на допрос за Христову истину, то Дух Св. отвечает за такого праведника на суде: « не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас », предупреждает Господь своих апостолов)

Превратное, чуждое нравственного очищения, учение о благодати, присущее хлыстам и другим сектантам, понуждает их удаляться от Церкви и ненавидеть ее, как тьма ненавидит свет. Несколько внешнее, механическое представление облагодатствования человека свойственно и любезному нашим лжеумникам протестантству и католичеству, но, слава Богу, оно ни как не может привиться к религиозной практике православных, хотя и силится оказать влияние на учебную литературу. Православное богослужение с такою силой проникнуто учением о вере, чистоте сердца, искренности и смирении, как главных условиях нашего приближения к Богу, что никакое внешнее влияние не способно заглушить или затуманить просветленную ими совесть православных христиан. Толстой говорит, будто благочестие православных состоит в том, чтобы сказать грехи священнику и проглотить с ложечки причастие: но сам-же он в своих повестях описывает, какую тяжелую нравственную борьбу и внутренную работу исполняет над собой человек, приступая к таинству, и какое изменение в себе ощущает по принятии его. Справедливо и то, что русский народ любит нашу обрядность, но нет ни одного священнодействия, которое бы в его глазах, а тем более по самому существу своему, не было бы выражением той или иной нравственной истины. Пусть наша вера будет сколько Христовой, столько и Святодуховской; уступим на время Толстому его заблуждение, будто Христова вера, но без Св. Духа, у него: но тогда разница нашей веры с его верой была бы именно та, которая отличала разумную и самоотверженную веру апостолов после Пятидесятницы от их малодушной, неразумной и не чуждой себялюбия веры во время жизни Иисуса Христа на земле.

Но скажут: ваша православная вера свята по своему учению, но какова она в сознании ея теперешних носителей? Но ведь Толстой поносит самое учение, издевается над высокою истиною о Св. Духе в самых ея догматических определениях. Впрочем, если мы снова к практике обратимся, то увидим, что православные люди никогда не теряют сознания, что Бог требует от них прежде всего святости, что все дары Св. Духа суть дары внутреннего освящения. Это стремление к чистоте духовной, это постоянное сокрушение о своей греховной нечистоте есть не только основное настроение нашей веры, но и нашего верующего общества и верующего народа. Благочестие он понимает всегда как самоотверженный и даже страдальческий подвиг за Христову истину, тот подвиг, в котором утверждает христиан Св. Дух. Ему да будет слава со Отцом и Сыном во веки.

1 Этого не заметила рационалистическая критика и искала их у Филона и даже у Платона, но подобное недоразумение могло возникнуть лишь на почве теперешней специализации, когда ученые сидят по десяти лет над одной библейской книгой и вовсе не знают прочих св. книг. Источник: Архимандрит Антоний. Нравственное содержание догмата о Святом Духе (против Л. Толстого) . «Вера и Разум». Журнал богословско-философский. 1896. № 8. Апрель. Книжка вторая. — Харьков: Типография Губернского Правления, 1896. — С. 425-434.
  001   002  003 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

нравственное содержание догмата святом духе |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Нравственное содержание догмата о Святом Духе - читать, скачать - митрополит Антоний (Храповицкий)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера