«Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Светлов, — веру в лучшее будущее… в этих мечтах поэта о золотом веке» (СС. 211—211) .

Выражаясь подлинными словами Ф. М. Достоевского (к сожалению, весьма ошибочными) , о. Светлов говорит: Будет правда на земле, и будут все святы, и будут любить друг друга и не будет богатых и бедных, возвышающихся и униженных; и будут все, как дети Божии, и наступит Царство Христово. По комментарию прот. Светлова: Царство Божие представляется в этих словах подобием земного рая, — обществом, основанным на началах христианской нравственности. Из этого уже ясно, откуда, по Достоевскому, нам ждать спасения общества. Спасение должно придти европейскому обществу из Христовой Церкви, а не из Европы (С. 233) .

Есть характерная в данном случае ссылка и на учение Вл. С. Соловьева из его книги: «Оправдание добра», что цель мирового прогресса есть откровение царства Божия или совершенного нравственного порядка (С. 422) ; а также на определение Царства Божия Соловьевым из его «Чтений о Богочеловечестве», где говорится, что Царство Божие есть обнимающий собою все человечество и всю природу вселенский богочеловеческий организм, где все воссоединено со своим Божественным началом через посредство Иисуса Христа… Но этот процесс воссоединения человечества с Божеством во Христе не закончился, а только начинается в церкви и с церкви, которая есть именно это человечество, воссоединяемое с Божеством — во Христе, тело воплотившегося Божественного Логоса (Идея царства Божия. С. 426. В своем сочинении «Три разговора» Вл. Соловьев о царстве Божием высказывается несколько иначе. Здесь он говорит о знамениях наступления на земле не царства Божия, а царства антихриста, и о приближении всеобщей катастрофы — гибели мира. А царство Божие, по его словам, наступит лишь на новой земле) .

По мысли этих ссылок и собственных комментариев к ним, прот. Светлов очень ясно в таком же смысле высказывается и от себя, говоря: Нравственность человека… как и все, улучшается. Нравственное зло или эгоизм… со временем сменится альтруизмом, и на земле наступит рай (С. 213) . История ведет нас к большему и большему счастию в смысле чисто эвдемонистическом (С. 317) . Особенность эсхатологии Ап. Павла составляет его пророчество о вступлении в лоно Христовой церкви перед вторым пришествием Христа всего еврейского народа (это пророчество заключается в посл. Рим. 11: 11, 25) . По сравнению с Мк. 13выходит, что это событие, от которого Ап. Павел ждет самых великих последствий для церкви, должно наступить после обращения всего мира в христианство, после проповеди Евангелия всему миру перед вторым пришествием (С. 304) .

Учение о мировом нравственном прогрессе и наступлении золотого века или рая на земле принадлежит гуманизму. Для последнего, с его идеалами и интересами, не идущими выше земли, это учение вполне естественно. Но неестественно оно для христиан, принципом жизни которых должны быть слова Христа: Ищите же прежде царствия Божия и правды Его ( Мф. 6: 33 ) и слова Ап. Павла: Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол. 3: 2 ) . Сущность нашего христианского счастья заключается в благодатных небесных радостях Царства Божия, а не в земном общественном, государственном и мировом порядке. Это счастье, если бы оно и появилось, — скоропреходящее, а то — незыблемое и вечное.

Конечно, это вовсе не значит, чтобы мы не желали земных благ. Христиане не враги земного счастья, ибо и оно от Бога, если не расходится с совестью и не препятствует нашему спасению. Но нельзя отдавать всецело ему своего сердца и полагать в нем всю сущность нашей жизни. Великое заблуждение стремиться к этому земному счастью, как своей цели. Здесь прот. Светловым упускается из вида, что блага эти, по словам Христа, являются только прикладными, второстепенными и притом вполне достижимыми для нас лишь в том случае, если мы прежде всего и всем своим сердцем будем стремиться к небесному счастью — Царству Божиему. Если так будем к нему стремиться, то Господь непременно дарует нам и все земные блага, согласно Своим словам: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6: 33 ) .

Только нельзя думать, что это счастье будет всеобщим, мировым, в тех очертаниях, в которых рисуют его утописты о. Светлов и вообще проповедники золотого века на земле. Они смешивают совершенно противоположные явления — христианство и гуманизм. Христианство основано на православной вере во Христа, как Бога, а учение гуманизма — на противохристианском миросозерцании. Предметом и целью первого являются духовные и небесные блага от единения со Христом, а предметом и целью последнего — только блага чувственные и земной, стремиться к которым всецело и призывают утописты, подобные о. Светлову.
  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иностранцам непонятно зачем мать закинула дочь плечо как девочка дцп стала звездой каннского фестиваля | сборник гомилий свт григория бого-слова xii нцрг 109 406 407 | титульный лист грамматики словенской лаврентия зизания 1596 | всеблаженное успение пренепорочной владычицы нашей богородицы приснодевы марии святителя григория паламы архиепископа фессалоникийского | древний киев границах кон нач «град владимира фрагмент макета мазюкевич 1968 национальный историко-культурный заповедник софия киевская |

Источник текста


Постоянная ссылка: Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера