«Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028
В начало текстаВ конец текста


Но ведь никто другой, а Спаситель наш сказал: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17: 21 ) . Ясно, что то Царство Божие, о котором говорит Господь и которое Он даровал людям, в силу Своих крестных страданий и смерти, находится не вне, а только внутри нас, и есть субъективное, духовное, благодатное явление. Следовательно, с точки зрения Вл. Соловьева, выходит, что Сам Господь установил Своему Царству границу. Между тем, в действительности, никакой границы здесь нет и быть не может. Царство Божие есть благодатное единение людей с Богом. Но разве этому единению с его любовию к Богу и райским блаженством можно поставить границу? — Это единение и устремление ко Христу беспредельно и бесконечно, как бесконечен Сам Бог. Граница Царству Божиему ставится не Богом, а самим человеком. Она зависит от его свободной воли и появляется тогда, когда человек не желает иметь истинной веры во Христа и стремиться к Его Царству.

То же самое следует сказать и относительно второй, указанной Вл. Соловьевым, границы. Он говорит: Если бы оно (Царство Божие) существовало только вне нас, никогда не становясь нашим внутренним достоянием и состоянием, то это было бы другою границею.

Зачем говорить о существовании Царства Божия только вне нас, когда мы знаем из слов Христа ( Лк. 17: 21 ) , что оно существует внутри нас?

Таким образом, Вл. Соловьев говорит о границах для Царства Божия, которых в действительности нет и быть не может.

К числу неправильных суждений Вл. Соловьева о Царстве Божием нужно отнести и его слова, что возможно принадлежать к царству Божиему только внешним формальным образом, не участвуя в его существе. Как мы видели, под формою Царства Божия Вл. Соловьев разумеет Церковь, а сущностью Церкви Он считает Царство Божие. Что разумеет Вл. Соловьев под существом Царства Божия, об этом он здесь ничего не говорит. Но на основании Богооткровенного и святоотеческого учения мы можем сказать, что сущность Царства Божия есть внутренняя крещенская благодать Св. Духа. Таким образом, Вл. Соловьевым создается положение, при котором мы можем принадлежать к Царству Божию через свою принадлежность к форме его, т. е. к Церкви, не имея участия, т. е. никакого отношения к крещенской возрождающей благодати Св. Духа. С точки зрения православного учения, это положение является совершенно недопустимым, а с точки зрения разума — нелепостью. Как можно принадлежать, хотя бы и формальным образом, к Царству Божиему, т. е. к крещенской возрождающей благодати, не имея никакого отношения к этой благодати?

Приходится констатировать в учении Вл. Соловьева о Царстве Божием крайнюю несостоятельность и путаницу его богословского мышления. Об этом свидетельствует и вопиющее противоречие между его словами, приведенными нами выше: Есть Царство Божие внутри нас, есть оно и вне нас и его заявлением, что Царство Божие, хотя и будет на земле, но лишь на новой земле, любовно обрученной с новым небом (Три разговора. С. 105; сравн. т. III, С. 349) . Если Царство Божие, и внутреннее, и внешнее, по учению Вл. Соловьева, уже существует, то зачем же говорить, что Царство Божие будет только на новой земле, т. е. тогда, когда откроется Царство славы?!

Но всеми отмеченными нами неправильностями еще не исчерпывается несостоятельность учения Вл. Соловьева о Царстве Божием. Есть и еще великое заблуждение в его учении, которое рассматривается о. Светловым, как величайшая истина. Мы имеем в виду рассуждение Вл. Соловьева о той связи, которая будто должна быть между нравственным обновлением всего человечества и концом мира, точнее — его преображением, или обновлением всей твари. О. Светлову учение об этой связи у Вл. Соловьева представляется еще глубже, чем в Библии.

Согласно с Библией, — говорит о. Светлов, — Вл. Соловьев обновление всей твари или космическое исполнение царства Божия, конец мира, ставит в связь с обновлением человека (человечества) , но с существенным отличием от традиционного богословия в понимании этой связи между обновлением людей и обновлением мира. Традиционное богословие имеет наклонность ограничиваться здесь поверхностным внешне-юридическим пониманием связи между духовным обновлением людей и восстановлением всей твари, уничтожением так наз. физического зла — смерти и расстройства внешней природы. По воззрению богословия (традиционного) , физическое зло есть наказание Божественного правосудия за прародительский грех: Адам согрешил, и в лице его все потомство наказывается за грех смертью и уменьшением первоначального совершенства внешней природы («проклятием земли») . Соответственно этому представляется и обратный процесс восстановления природы в первоначальное совершенство следствием оправдания, прощения грехов человечества искуплением во Христе: искуплением снимается осуждение с человека со всеми его последствиями (наказаниями) и снова даруются бессмертие и прочие блага. Глубже понимание Вл.
  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иностранцам непонятно зачем мать закинула дочь плечо как девочка дцп стала звездой каннского фестиваля | сборник гомилий свт григория бого-слова xii нцрг 109 406 407 | титульный лист грамматики словенской лаврентия зизания 1596 | всеблаженное успение пренепорочной владычицы нашей богородицы приснодевы марии святителя григория паламы архиепископа фессалоникийского | древний киев границах кон нач «град владимира фрагмент макета мазюкевич 1968 национальный историко-культурный заповедник софия киевская |

Источник текста


Постоянная ссылка: Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера