«Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028
В начало текстаВ конец текста
Соловьев, объясняя эти притчи, под закваской и бисером разумеет совокупность таких благ, которые далеко выходят за пределы нашего сердца: Царство Божие, — говорит он, — есть истинное устроение всего существующего… царство Божие дает в себе место всему, содержит в себе и сохраняет все существующее… Оно есть единственное благо не в том смысле, что вовсе нет других благ, а в том смысле, что оно одно стоит всех и все в себе совмещает… Много было жемчужин, но эта была единственная в своем роде: она могла заменить собою все остальные… Много есть благ на свете, но одно только есть такое, которое совмещает в себе все остальные… Обнимая собою все предметы и будучи всеобщим, царствие Божие имеет предметную (объективную) и видимую форму, и следовательно возможно принадлежать к царствию Божию только внешним формальным образом, не участвуя в его существе (Т. IV. СС. 550—551) .

Для большего уяснения последних слов Вл. Соловьева, надо иметь в виду его толкование притчи Христа о плевелах. Ясно, — заявляет он, — что здесь говорится уже не о том царствии, что только внутри нас… а о внешнем (объективном) царствии Божием на земле или о видимой Церкви. Сущность церкви есть царствие Божие, а форма царствия Божия есть церковь. Возможно принадлежать к форме, не принадлежа к сущности… Полное совпадение сущности с формой, царствия Божия с церковью будет только при конце мирового процесса (Т. IV. СС. 548) .

Как видим, Вл. Соловьев под внешним царством Божиим мыслит не только Церковь, но и истинное устроение всего существующего, все блага, существующие в мире.

Мы уже говорили, что под внешним царством Божиим следует разуметь область, где царствует Бог через Свои свойства: премудрость, всемогущество и любовь. В этом смысле можно внешним царством Божиим назвать все существующее. Поэтому мы не возражаем против вышеизложенных определений Вл. Соловьевым внешнего Царства Божия. Но мы не можем согласиться с тем смешением понятий Царства внутреннего, дарованного нам искупительными страданиями и смертью Христа, с внешним царством, которое существует от создания Богом мира.

Это смешение допускается Вл. Соловьевым не только в его неправильном толковании притчей о закваске, сокровище и бисере ( Мф. 13: 33, 44 ) , но и в словах: то царство Божие, что вне нас, хотя и приблизилось к нам, но чтобы войти в него… необходимы труды и усилия.

Когда Господь в начале Своей проповеди говорил, что Царство Божие приблизилось ( Мф. 4: 17 ) , то не имел в виду внешнего царства, а только то одно, о котором после сказал: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17: 21 ) . Это внутреннее Царство Божие, как проявление благодати Св. Духа с ее Божественным светом, блаженством и славою, Он дал пережить трем возлюбленным ученикам Своим на горе Фаворской еще до сошествия на Апостолов Св. Духа (Мф. 16: 28; 17: 1—7; см. толкование св. Иоанна Златоуста. Т. VII, кн. 2. С. 573) . Ясно отсюда, что о приближении к нам Царства Божия, которое вне нас, можно говорить только при наличии непонимания смысла слов Христа и в противовес этим словам.

Несмотря на такое смешение внутреннего Царства с внешним, Вл. Соловьев допускает и их различие, о чем свидетельствует его заявление: Есть царство Божие внутри нас, есть оно и вне, как и дальнейшие, приведенные о. Светловым, его слова. Как мы видели, он даже говорит, что полное срастворение внутреннего царства Божия с внешним есть цель наших усилий, и мы должны стараться о полноте и целости этого царства, о том, чтобы соединить оба его края. Ясно, что соединение того и другого царства предполагает их различение. Однако, суждение о слиянии обоих царств воедино, до полного их срастворения, мы не можем не признать странным. О таком срастворении обоих царств можно было бы говорить только в том случае, если бы то и другое царство представляли собою явления одного порядка. В состав внешнего царства Божия входит бездушная природа. Можно ли ее срастворить с проявлением внутреннего Царства Божия, как правды, мира и радости о Дусе Святе? К внешнему царству Божиему следует отнести неразумные твари. Каким же образом их можно соединить с указанными проявлениями внутреннего Царства Божия? Внешнее царство Божие простирается даже и на ад. Но что же может быть общего у демонов и всех держимых в узах ада с благодатью Св. Духа и ее проявлениями?

Нельзя не признать странными и суждения Вл. Соловьева, что Царство безграничного Бога не терпит ограничений. Вл. Соловьев говорит: Если бы царство Божие существовало только внутри нас (только субъективно) , то это была бы для него граница.
  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иностранцам непонятно зачем мать закинула дочь плечо как девочка дцп стала звездой каннского фестиваля | сборник гомилий свт григория бого-слова xii нцрг 109 406 407 | титульный лист грамматики словенской лаврентия зизания 1596 | всеблаженное успение пренепорочной владычицы нашей богородицы приснодевы марии святителя григория паламы архиепископа фессалоникийского | древний киев границах кон нач «град владимира фрагмент макета мазюкевич 1968 национальный историко-культурный заповедник софия киевская |

Источник текста


Постоянная ссылка: Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера