«Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
После этого и все верующие во Христа становятся обладателями Царства Божия, когда в св. крещении получают сию внутреннюю возрождающую благодать Св. Духа, а затем раскрывают ее исполнением спасительных заповедей.

Увы! У о. Светлова в его книге нет учения о Царстве Божием, как внутренней возрождающей благодати. Напротив, мы даже встречаем у него странный, совершенно недопустимый для православного богослова взгляд на таинства нашей Церкви, чрез которые мы получаем эту благодать: Главное в христианстве, — говорит он, — цель его — святая гармония и обновление духа, жизнь во Христе, «новое творение», царство Божие внутри нас. Догмат, Писание, обряд, таинства и проч. — все это стоит к главному христианстве в отношении средства к цели, идеи к форме, буквы — к ее смыслу и духу (С. 379) .

Мы не можем не обратить внимания на то, какую допускает о. Светлов, ошибку, отводя Божественному Откровению и основанным на нем догматам второстепенное место в христианстве. Как Священное Писание, так и догматы имеют основное значение в деле нашего спасения и в жизни Православной Церкви, ибо на них основана наша православная вера. Но такое же основное значение для нашего спасения имеют и таинства и, в частности, св. крещение и св. миропомазание. Ведь благодать Св. Духа, которая через них изливается на нас, только одна и может даровать нам «святую гармонию», т. е. подчинить нашу греховную плотскую природу духу, обновить и возродить ее и сделать нас новою тварью во Христе, не говоря уже о том, что сия благодать и есть Царство Божие.

Впрочем, у о. Светлова есть еще большее заблуждение, сравнительно с только что приведенным. Он пишет: Если церковь может существовать без царства Божия на земле, то ведь царство Божие на земле без церкви существовать не может (С. 349) .

Таким образом, здесь о. Светловым допускается мысль, что Церковь может существовать без Царства Божия. Но последнее есть внутренняя возрождающая благодать. В таком случае, как можно допустить, чтобы Церковь могла существовать без сей благодати? Она есть основа, с которой началось самое бытие Церкви. С момента сошествия Св. Духа на Апостолов, эта благодать все проникает здесь. Церковь дышет Духом Святым, от Которого беспрерывно изливаются на верующих реки воды живой для их спасения, возрождения и вечного блаженства.

Нам не хотелось бы верить, что о. Светлов совсем отрицает спасительное значение внутренней возрождающей благодати Св. Духа. Во всяком случае, последние его слова свидетельствуют о крайней путанице в его богословском мышлении и, одновременно, показывают всю ошибочность его учения о Царстве Божием. В своих определениях и на основании их о. Светлов говорит о любви ко Христу, единении с Ним, об исполнении заповедей, но все это не дает истинного представления о Царстве Божием, т. к. о сущности этого Царства — о крещенской возрождающей благодати он ничего не говорит. Поэтому от всего его учения о Царстве Божием в действительности остается только одна идея Царства Божия, как об этом и говорит заглавие книги.

Глава 2. Ссылки о. Светлова на враждебные Православной Церкви воззрения для подтверждения своего ложного учения о Царстве Божием I. Отрицательное отношение о. Светлова к влиянию византизма на русскую богословскую мысль и предпочтение им лютеранского богословия византийскому в вопросе о Царстве Божием Рассуждения о. Светлова о Царстве Божием не расходились бы с православною истиною, если бы его учение основывалось на Божественном Откровении и творениях Св. отцов. Причем на последних о. Светлов совсем не ссылается. В учении о Царстве Божием он исходит из своего собственного неправильного представления о нем, как общечеловеческом земном счастье. При этом в целях подтверждения своего ложного понимания Царства Божия, о. Светлов ссылается на лютеранское богословие и на таких лиц, которые являются открытыми врагами Православной Церкви. Этим самым о. Светлов делает свое учение о Царстве Божием еще более неприемлемым для православного сознания.

Так, в IX главе под заглавием: «Идея царства Божия в русском богословии» мы читаем следующие слова: На судьбах идеи царства Божия русском богословии невыгодно отражаются общие неблагоприятные условия, в которые у нас поставлены религиозно-христианская мысль и богословская наука. Среди многих, неблагоприятных для нашей богословской науки, условий прежде всего должны быть отмечены посторонние на нее влияния, стесняющие свободный рост нашей православно-богословской мысли: это — давнее и теперь продолжающееся влияние византизма и латинства. Византийское влияние… отразилось недостаточным вниманием и равнодушием в русском богословии к идее царства Божия, более практической по своему характеру, чем умозрительной; латинское — сказалось смешением Церкви и царства Божия, как понятий равносильных.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иностранцам непонятно зачем мать закинула дочь плечо как девочка дцп стала звездой каннского фестиваля | сборник гомилий свт григория бого-слова xii нцрг 109 406 407 | титульный лист грамматики словенской лаврентия зизания 1596 | всеблаженное успение пренепорочной владычицы нашей богородицы приснодевы марии святителя григория паламы архиепископа фессалоникийского | древний киев границах кон нач «град владимира фрагмент макета мазюкевич 1968 национальный историко-культурный заповедник софия киевская |

Источник текста


Постоянная ссылка: Идея Царства Божия» протоиерея П. Я. Светлова
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера