> Дело дня: Помогите ребёнку <

Школа как семья - "Вода живая". Журнал о православном Петербурге


В начало текстаВ конец текста
Учим и детей, и родителей протоиерей Александр Зелененко — Первый вопрос, который встает перед любым приходом, собирающимся открыть воскресную школу — кто будет преподавать, — говорит протоиерей Александр Зелененко, духовник воскресной школы. — После того как нам в 1990 году удалось получить здание, мы задались тем же вопросом. Среди нас были профессиональные педагоги, окончившие епархиальные курсы. Кто-то взял библейскую историю, кто-то литургику, кто-то основы догматики, кто-то историю Церкви… Сначала было буквально три-четыре преподавателя, но потом их стало больше.

С самого начала в школе был принят не совсем обычный формат занятий. 15–20 минут учитель рассказывает новую тему, еще 15 минут — творчес­кое задание по теме: ребята рисуют, вырезают, лепят. А педагог в это время общается с родителями: по вопросам воспитания, уклада и иерархии семейной жизни, этапов воцерковления семей. Еще одна форма обучения: родители присутствуют на уроке от начала до конца. Когда мама или папа участвуют в процессе обучения, эффект умножается. «Если взрослые безучастны к тому, чем занимается ребенок, — считает отец Александр, — то всё, что дает школа, гасит среда современного мира. Если на ребенка оказывают разнополюсное влияние, его это духовно размагничивает и у него нет мотивации к воцерковлению».

Ирина Ивановна Иванова — Православные врачи говорят, что если у ребенка какие-то проблемы, значит, проблемы у родителей, — считает Ирина Ивановна Иванова, регент богослужебного хора Спасо-Парголов­ского храма, один из самых первых педагогов школы. — И вначале надо разбираться с родителями, а потом уже с детьми. Точно так же и в педагогике: чтобы рассказывать о Церкви ребенку, надо вначале рассказать о Церкви родителям. Если родители воцерковляются вместе с ребенком — значит, у них общие интересы. У меня на уроках вместе с детьми всегда сидели родители, они были мне большими помощниками. Да еще и младшие братья и сестры моих учеников — трехлетки, четырехлетки. Посидят такие малыши немножко, потом устанут, выйдут — я на это не обращала внимания. Так, постепенно, они приучались к занятиям, к пению, к церковным понятиям. Да, у нас с самого начала была огромная семья!.. Ступени Сегодня в воскресной школе действует многоуровневая система образования. Три группы для дошкольников: «Тропинка», «Лучики», «Школа малышей». «Тропинка» создана для занятий с детьми, чьи родители сами только делают первые шаги к храму. «Лучики» — для детей из церковных семей. Эта группа работает по воскресеньям во время Литургии: пока родители молятся, дети занимаются с педагогом, потом идут в храм ко Причастию. «Школа малышей» — для детей, не посещающих детский сад. Занятия проходят четыре раза в неделю по будням, с утра до обеда. В этой группе дети посещают «уроки благочестия», готовятся к школе, занимаются с логопедом и физкультурой.

В воскресной школе имени праведного Иоанна Кронштадтского действует многоуровневая система образования. Три группы для дошкольников: «Тропинка», «Лучики», «Школа малышей». На начальной ступени (7–11 лет) тоже несколько групп. После начальной ступени — основная, для подростков 12–16 лет. Она тоже делится на две группы: «новеньких» и «старичков», прошедших предыдущие ступени.

Дети и родители на занятиях «Школы малышей» Нина Фёдоровна Шумилова — В воскресную школу я пришла в 1993 году со своими детьми: одной дочке было три годика, другой — полтора, — рассказывает старший педагог группы «Школа малышей» Нина Фёдоровна Шумилова. — Меня очень впечатлили занятия Елены Витальевны Потаповой — сейчас она уже монахиня Екатерина. Особенно мне запомнился ее урок о святителе Николае Чудотворце. Она вынесла таз с водой и сказала: «Представьте, дети, что это море». Сделала кораблик и опустила его в воду. Она показывала всё, что происходило в жизни святителя Николая, и дети так внимательно слушали ее! Потом она спросила: «А кто хочет увидеть икону святителя? » Все дети, как ручеек, пошли за ней и с таким благоговением приложились к иконе! Мы, взрослые, глядя на них, открывали для себя какую-то невероятную красоту. А однажды Елена Витальевна вынесла два стакана с водой: «Смотрите, какая водичка чистая, прозрачная! » Потом она насыпала в один стакан песок: «Видите, вода помутнела от того, что туда попала грязь. Трудно теперь ее очистить? » Преподавательница сравнила воду с душой: ведь она тоже может запачкаться. Благодаря Елене Витальевне я поняла, что каждое занятие — это встреча, которую дает нам Бог. И прежде чем идти на эту встречу, нужно обращаться к Господу, помолиться.

После дошкольной ступени следует начальная: здесь тоже несколько групп, их посещают дети от 7 до 11 лет. Есть группа, которая занимается по субботам во время Всенощного бдения. После начальной ступени — основная, для подростков 12-16 лет. Она тоже делится на две группы: «новеньких» и «старичков», прошедших предыдущие ступени.

протоиерей Анатолий Трохин — Взрослые ученики — это же наши духовные чада, — говорит директор школы протоиерей Анатолий Трохин. — Мы друг друга любим. Для них совершенно немыслимо — к своему батюшке не пойти на урок! А я, проводя занятия, посвященные борьбе со страстями, продолжаю то, что делаю в храме. Я же за своих духовных чад отвечаю перед Богом.

Дополнительные занятия Клубы «Юный краевед», «Февроньюшка», «Ратоборец», кружки изобразительного искусства, росписи по дереву, плетения из шпона, рукоделия — вот список того, что предлагает современная воскресная школа своим подопечным. Многие ребята поют в детско-юношеском хоре имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Пастырские беседы, церковнославянский язык, «Священная история Ветхого и Нового Заветов», «Школа для родителей» — для взрослых. На занятиях клуба «Февроньюшка» руководитель клуба «Февроньюшка» Любовь Васильевна Кузнецова — В 1993 году наш настоятель и духовник отец Василий Лесняк попросил меня организовать детский хор при воскресной школе, — рассказывает Ирина Иванова, — которая на тот момент существовала в «домашнем» варианте: кто чем владел, тот тому и учил. Не было системы. Но основная идея была уже тогда: не просто научить детей Закону Божию и пению тропарей, а сохранить их в Церкви. На службах мы пели не так уж и часто: на Рождество, Пасху, в день ангела батюшки Василия. Зато очень много паломничали! Мне кажется, своей основной цели мы достигли: многие из наших учеников тех лет сейчас поют на клиросе, а главное — остались в Церкви.


В начало текстаВ конец текста

  • Вам может быть интересно:

    всенощного бдения | митрополит иоасаф совершил богослужение всенощного бдения чином погребения плащаницы пресвятой богородицы | 905 преподобный ксенофонт мария чада иоанн аркадий | церковь новомучеников исповедников российских любимовке | феодор смоленский чада его давид константин |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Школа как семья - Вода живая . Журнал о православном Петербурге
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера