Кладбища раскольнические, Православная Богословская энциклопедия или ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
► Кладбища раскольнические Кладбища раскольнические. В истории обеих половин отделившегося от церкви старообрядчества – беспоповщины и поповщины – исключительная по своей важности роль выпала на долю раскольнических „кладбищ“, возникших, в качестве легализированных государственною властию учреждений, во второй половине XVIII в. Появление их, лишь внешним образом связанное с обстоятельствами более или менее случайного характера, существенно обусловливалось тою переменой в отношениях правительства к расколу, какая произошла в царствование императрицы Екатерины II. Прекращение преследований за религиозные убеждения и дарование гражданских прав раскольникам не могли не вызвать в их среде стремления переместить средоточия своей религиозной, общественной и экономической жизни из далеких, захолустных скитов и „киновий“, где она ютилась прежде, в общие народно-политические центры, к которым неизбежно тяготели и раньше многосложные интересы последователей „древнего благочестия“. Но разнообразные формы религиозно-общественной организации, тесно связанные с особенностями старообрядческой доктрины, по-прежнему продолжали оставаться под запретом, – и руководителям раскольнических общин нужно было изыскать теперь способы к тому, чтобы воссоздать эти формы на глазах правительственной власти, не становясь в открытое противоречие с ее ограничительными требованиями. Разрешение устроить свои собственные кладбища на особо отведенных, по распоряжению правительства, местах, умело использованное вожаками московского старообрядчества в холерный 1771 г., оказалось как нельзя более кстати при указанных обстоятельствах. Являясь уже само по себе как бы некоторою легальною санкцией старообрядческих общин, успевших не пропустить благоприятного момента, оно возбудило довольно основательные (как оказалось впоследствии) надежды у столичных раскольников на возможность создать за оградой кладбищенских участков укромные приюты не для умерших только, но и для живых. Отсюда вполне понятною становится необычайная популярность возникших в указанную пору в Москве и почти одновременно в С. -Петербурге раскольнических „кладбищ“, быстро превратившихся в целую систему религиозно-благотворительных учреждений. Тесная связь этих последних с местом посмертного упокоения, конечно, не мало содействовала привлечению к ним крупных пожертвований по завещаниям: достаточно припомнить хотя бы раннюю историю московского Преображенского кладбища, благосостояние которого сразу было упрочено обильным притоком отказных и выморочных имуществ в год страшной эпидемии. Но это было отнюдь не единственною причиной материального процветания раскольнических кладбищ. Старообрядцы хорошо понимали несомненные выгоды своего рода экстерриториальности, какими они могли пользоваться здесь под покровом правительственного разрешения, и потому спешили обстроить свои кладбища моленными, богадельнями, приюта ми и т. п., не жалея на них средств. Само собою понятно, что это расширение первоначальной цели кладбищ не могло, в свою очередь, не оказать весьма заметного влияния на установление отношения к ним старообрядческих обществ, члены которых приходили в разнообразные и живые соприкосновения со вновь завязавшимися центрами своей религиозно-общественной жизни. Но маловажное значение имело, напр., то обстоятельство, что громадные богатства кладбищ не оставались мертвым капиталом: значительная часть их была пущена в коммерческий оборот в виде частных ссуд, послуживших основанием многих купеческих состояний. Помимо того, что эти операции были не безвыгодны сами по себе, они естественно ставили одолжаемых, – не редко очень влиятельных в старообрядческой среде лиц, – в прямую зависимость от кладбищ, упрочивая, таким образом, руководящее значение этих последних далеко за пределами местных раскольнических общин. Широкая благотворительность, осуществляемая посредством кладбищенских учреждений. действовала подобным же образом на тех. кто обращался сюда, ища спокойного убежища и сытой жизни: дорожа удобствами обеспеченного существования, люли бедные и бездомные слепо вверяли себя духовному руководительству „попечителей“ кладбища, полновластно распоряжавшихся, – по уполномочению общества, – распределением благотворительных средств. Случалось при этом, что помощь нуждающимся превращалась в орудие религиозной пропаганды. Раскольники охотно давали в своих приютах и богадельнях, – за глазами начальства – убежище всякому, кто хотя бы и не вполне искренно принимал их воззрения. Пользуясь этим, сюда обращались, между прочим, и разные темные личности, подпавшие законному преследованию за какие-нибудь проступки. Будучи поддерживаемы богатыми и влиятельными старообрядцами, „попечителями» кладбищ, они ускользали здесь от законной ответственности и навсегда сливались с окружающею средой. Подобного рода злоупотребления, в связи с общими взглядами правительства на раскол, вызывали по временам те или другие мероприятия, рассчитанные на то, чтобы поставить раскольнические кладбища, с примыкающими к ним учреждениями, под ближайший контроль местной администрации; но настойчивость и изобретательность руководителей старообрядческих общин, не останавливавшаяся в нужных случаях перед материальными „жертвами“, обыкновенно успевали отклонить надвигающуюся грозу или, по крайней мере, смягчить наносимые удары. Благодаря этому, столичным раскольническим кладбищам за все долгое время их существования удалось удержать за собою значение крепких оплотов старообрядчества и тесно сплести свою историю с его историческими судьбами. С таким значением выступают перед нами три петербургские кладбища: Волковское, Громонское, Охтенское и в особенности два московских: Преображенское и Рогожское.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

пекарня fournil | внутренний вид вознесенского собора ельце фотография 1906 гим | церковь василия великого при богадельне зипалова пятигорске | миниатюра 1430 национальный архив музей истории франции paris 2490 | отдел московского патриархата взаимодействию вооруженными силами правоохранительными учреждениями |

Источник текста


Постоянная ссылка: Кладбища раскольнические, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XI - профессор Александр Павлович Лопухин
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера