> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Учение о Духе Святом в Новом Завете Православие.Ru

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
. Тертуллиан специально занимался тринитарным вопросом и оставил целый ряд примечательных высказываний на эту тему: " Ты впадаешь в иудейскую веру, когда так веруешь в единого Бога, что не хочешь причислять к нему Сына и после Сына Святого Духа. В самом деле, каково различие между нами и ими, как не это? Что за дело Евангелия... если не то, что Отец, Сын и Святой Дух, Которые считаются Тремя, суть единый Бог? Бог так желает обновить таинство, чтобы по-новому Он считался Единым через Сына и Духа, и чтобы Сам Бог, Который и ранее был проповедан через Сына и Духа... теперь уже открыто познавался в Своих именах и Лицах " (Пракс. 31. 13) . Отец, Сын и Дух Святой " являются Одним, таким образом, что все Они происходят от Одного при единстве Их сущности " , Они суть Три " не по положению, но по степени, не по сущности, но по форме, не по могуществу, но по виду " (Пракс. 2. 2) . Xарактерно, что " термин probol " (Пракс. 8) , который использовался Валентином, был пригоден для выражения того, что думал Тертуллиан об отношениях Отца, Сына и Духа, и он не смущается использовать его, несмотря на неудачные ассоциации. Но он указывает смысл, в котором понимает это слово. Оно не должно выражать разделение и разъединение, но указывать единство источника и различие формы "

Наиболее подробно домостроительный характер триадологии Тертуллиана показал Harnack, отметив следующие ключевые моменты: Сын и Дух проистекают из Отца исключительно для дела творения и откровения; Сын и Дух не обладают полнотой божественного существа, но лишь его частями; Они зависимы от Отца; [4] Дух прямо называется Богом, Он определенно сопричастник божественной природы: " Третий от Бога и Сына есть Святой Дух, так же как третий от корня - плод из побега, третий от источника - поток из реки и третье от солнца - сияние от луча " (Пракс. 4. 8) . Вместе с тем, по мнению о. Киприана, " Тертуллиан откровенно договаривается до субординационизма, считая Сына истечением и частью Божества, поставляя его " на втором месте " , а Духа Святого просто считая третьей степенью " [5]. С триадологией у Тертуллиана тесно связана экклесиология: " ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трех " (Крещ. 6) . " мы молимся ежедневно не менее трех раз, будучи должниками Трех - Отца, Сына и Святого Духа " (Мол. 25) . Но собственно фактором единства Церкви является именно Дух Святой: " братьями считаются те, которые познали единого Отца Бога, которые приняли единого Духа Святого " (Апол. 39) ; " среди братьев и обращенных... поскольку един общий Дух от единого для всех Господа и Отца " (Пок. 10) .

Дух Святой участвовал в творении: " Он создал человека вместе с Сыном, Который должен был облечься в человека, и с Духом, Который должен был освятить человека " (Пракс. 6. 12) . " Бог оживил мир Духом, оживляющим все души " (Апол. 48) . " Дух с самого начала мира летал над водами, намереваясь задержаться только над водами окрещенных... " (Крещ. 4) . Последняя цитата обнажает ту мысль автора, что всякая деятельность Духа в мире изначала была направлена к определенной цели, на пути к которой божественное домостроительство раскрывалось постепенно. Тертуллиан прямо пишет: " первобытному человечеству было свойственно бояться Бога; в Законе и Пророках Ветхого Завета пришло детство; Евангелие принесло собою знаки молодости, отрочества церковного. Ныне же Параклит знаменует Собой зрелость Церкви. Ныне Он наследовал Христу, и человечество не будет уже больше знать иного учителя " (Дев. 1) .

Переходя к новозаветным событиям, мы встречаем у Тертуллиана очень своеобразное мнение о нисхождении Духа в Богоявлении, как о своего рода воплощении: " и хотя это был Дух, но голубь был столь же действительным, сколь и Дух, и Он не погубил свою сущность, приняв сущность чужую. Однако, ты спрашиваешь, где же осталось тело голубя, когда Дух был вновь восхищен на небо, а равным образом и тело ангелов. Оно было восхищено таким же образом, каким было явлено. Если бы ты видел, как оно создавалось из ничего, ты знал бы, как оно уходит в ничто. Однако в то время, как оно было видимо, оно обладало телесной плотностью " (Плот. 3) . Согласно Тертуллиану, после нисхождения Дух вновь был восхищен на небеса, и только по вознесении Христа (Крещ.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

воскресение господа нашего иисуса христа | воскресение иисуса христа | воскресением иисуса христа | воскресение христа | поклонение волхвов мозаика сант-аполлинаре нуово равенне |
Постоянная ссылка: Учение о Духе Святом в Новом Завете Православие.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера