Источник текста

Учение о Духе Святом в Новом Завете / Православие.Ru


. Тертуллиан специально занимался тринитарным вопросом и оставил целый ряд примечательных высказываний на эту тему: " Ты впадаешь в иудейскую веру, когда так веруешь в единого Бога, что не хочешь причислять к нему Сына и после Сына Святого Духа. В самом деле, каково различие между нами и ими, как не это? Что за дело Евангелия... если не то, что Отец, Сын и Святой Дух, Которые считаются Тремя, суть единый Бог? Бог так желает обновить таинство, чтобы по-новому Он считался Единым через Сына и Духа, и чтобы Сам Бог, Который и ранее был проповедан через Сына и Духа... теперь уже открыто познавался в Своих именах и Лицах " (Пракс. 31. 13) . Отец, Сын и Дух Святой " являются Одним, таким образом, что все Они происходят от Одного при единстве Их сущности " , Они суть Три " не по положению, но по степени, не по сущности, но по форме, не по могуществу, но по виду " (Пракс. 2. 2) . Xарактерно, что " термин probol " (Пракс. 8) , который использовался Валентином, был пригоден для выражения того, что думал Тертуллиан об отношениях Отца, Сына и Духа, и он не смущается использовать его, несмотря на неудачные ассоциации. Но он указывает смысл, в котором понимает это слово. Оно не должно выражать разделение и разъединение, но указывать единство источника и различие формы "

Наиболее подробно домостроительный характер триадологии Тертуллиана показал Harnack, отметив следующие ключевые моменты: Сын и Дух проистекают из Отца исключительно для дела творения и откровения; Сын и Дух не обладают полнотой божественного существа, но лишь его частями; Они зависимы от Отца; [4] Дух прямо называется Богом, Он определенно сопричастник божественной природы: " Третий от Бога и Сына есть Святой Дух, так же как третий от корня - плод из побега, третий от источника - поток из реки и третье от солнца - сияние от луча " (Пракс. 4. 8) . Вместе с тем, по мнению о. Киприана, " Тертуллиан откровенно договаривается до субординационизма, считая Сына истечением и частью Божества, поставляя его " на втором месте " , а Духа Святого просто считая третьей степенью " [5]. С триадологией у Тертуллиана тесно связана экклесиология: " ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трех " (Крещ. 6) . " мы молимся ежедневно не менее трех раз, будучи должниками Трех - Отца, Сына и Святого Духа " (Мол. 25) . Но собственно фактором единства Церкви является именно Дух Святой: " братьями считаются те, которые познали единого Отца Бога, которые приняли единого Духа Святого " (Апол. 39) ; " среди братьев и обращенных... поскольку един общий Дух от единого для всех Господа и Отца " (Пок. 10) .

Дух Святой участвовал в творении: " Он создал человека вместе с Сыном, Который должен был облечься в человека, и с Духом, Который должен был освятить человека " (Пракс. 6. 12) . " Бог оживил мир Духом, оживляющим все души " (Апол. 48) . " Дух с самого начала мира летал над водами, намереваясь задержаться только над водами окрещенных... " (Крещ. 4) . Последняя цитата обнажает ту мысль автора, что всякая деятельность Духа в мире изначала была направлена к определенной цели, на пути к которой божественное домостроительство раскрывалось постепенно. Тертуллиан прямо пишет: " первобытному человечеству было свойственно бояться Бога; в Законе и Пророках Ветхого Завета пришло детство; Евангелие принесло собою знаки молодости, отрочества церковного. Ныне же Параклит знаменует Собой зрелость Церкви. Ныне Он наследовал Христу, и человечество не будет уже больше знать иного учителя " (Дев. 1) .

Переходя к новозаветным событиям, мы встречаем у Тертуллиана очень своеобразное мнение о нисхождении Духа в Богоявлении, как о своего рода воплощении: " и хотя это был Дух, но голубь был столь же действительным, сколь и Дух, и Он не погубил свою сущность, приняв сущность чужую. Однако, ты спрашиваешь, где же осталось тело голубя, когда Дух был вновь восхищен на небо, а равным образом и тело ангелов. Оно было восхищено таким же образом, каким было явлено. Если бы ты видел, как оно создавалось из ничего, ты знал бы, как оно уходит в ничто. Однако в то время, как оно было видимо, оно обладало телесной плотностью " (Плот. 3) . Согласно Тертуллиану, после нисхождения Дух вновь был восхищен на небеса, и только по вознесении Христа (Крещ. 10) был послан Им на верующих " для того..., чтобы быть учителем истины " (Прескр. 28) . Христос, " вознесшись на небо, воссел одесную Отца, послал наместником Своим Духа Святого, чтобы Он водил верующих " (Прескр. 13) .

Возникает вопрос о взаимоотношении Второго и Третьего Лиц Троицы в представлении Тертуллиана. С одной стороны, Дух посылается Христом и называется Его " наместником " , с другой, Сам Христос " не назвался бы Богом без Духа Божиего, а Сыном Божиим - без Бога-Отца " (Плот. 5) . Определенно, миссия Сына и миссия Духа связаны таким образом, что Дух не может сойти прежде вознесения Христа. Дух исходит только от Отца, но посылается Сыном, Он Его " наместник " и " наследник " на земле. Посланничество от Сына предполагает зависимость Духа от Него, но, с другой стороны, дело Христа понимается как то, что подготавливает пришествие Духа и излияние Его на мир, универсальное значение которого Тертуллиан недвусмысленно проговаривает: " Он отверз уста всех пророков, обещая впоследствии благодать, которой должен был просветить в конце времен весь мир через Духа Святого " (Пок. 2) .

Это просвещение мира должно произойти через Церковь Христову, которая была основана Христом посредством Его апостолов, получивших полноту Святого Духа: " иные верующие имеют Дух Божий, но не все верующие суть апостолы... Дух Святой преимущественно был дарован апостолам " (Цел. 4) ; " к нам учение должно было прийти не иначе, чем через апостолов, а к самим апостолам - через Духа Святого " (Прескр. 8) . Вследствии этого сама Церковь, как мы показывали выше, понимается Тертуллианом как единство в Духе Святом.

Действия Духа в Церкви различны и многообразны. Дух совершает крещение: " ибо тотчас же сходит с небес Дух и присутствует в водах, освящая их Собою, и они, освященные таким образом, впитывают силу освящения " (Крещ. 4) . " Нельзя сказать, что в водах мы обретаем Духа Святого, но, освятившись в воде благодаря ангелу, мы приуготовляемся для Духа Святого... " (Крещ. 6) . " и только после этого Святейший Дух милостиво исходит от Отца на омытые и благословенные тела и покоится на водах крещения " (Крещ. 8) .

Дух принимает (или не принимает) молитву верующего и возносит ее к Богу: " молитвенное настроение должно быть проникнуто тем же духом, каков Тот Дух, к Которому она устремляется. Ибо не может быть познан дух оскверненный - Святым Духом " (Мол. 12) . " молитва истекает от души... Дух Святой возносит молитву к Богу. Видя стыд души, как может Он принять молитву ее и вознести к небу? " (Цел. 10) .

Дух направляет и движет веру христианина и так, " среди скал и заливов, мелей и проливов идолопоклонства, под парусом Духа Божия плывет корабль веры " (Идол. 24) . " Дух Святой взял на Себя заботу о нашем наставлении " (Герм. 22) , " Дух всех призывает к покаянию " (Пок. 8) . Что касается брака, то Тертуллиан рассматривает его как то, что удаляет от верующего Духа Святого (Цел. 10) , в этой позиции, сказывается ригоризм монтанизма, увлекшего апологета (ср. другое его выражение, гласящее, что " брак есть терпимое любодеяние ") . Тертуллиан подразумевает действие Духа Святого в себе самом, когда пишет: " с помощью Духа Святого отвечу на это... " (Жен. 3) .

Наконец, грядущее воскресение также состоится в Духе Святом: " будущая субстанция называется духовной благодаря полноте Духа, в Котором она воскреснет " (Воскр. 53) .

Конечно, при изложении пневматологии Тертуллиана следует учитывать, что богословское творчество его во второй половине жизни испытывало сильное влияние монтанизма, в который он уклонился. Тем не менее, и те сочинения, которые были написаны Тертуллианом в этот период, пользовались впоследствии значительным вниманием со стороны православных латиноязычных авторов.

Климент Александрийский Триадологические упоминания часто встречаются в творениях Климента: " один Отец у вселенной, одно и Слово у вселенной, един и Дух Святой вездесущий; едина и мать Церковь " (Пед. 1. 6) . " Климентом ясно выражается убежденность в единстве всех Лиц Св. Троицы, хотя такое единство предполагает и Их различие " [6]. Говоря о внутреннем, духовном богатстве христианина, александрийский дидаскал восклицает: " они не знают, какое сокровище носим мы в земном этом сосуде, защищаемое силою Бога Отца, кровью Бога Сына и росою Святого Духа " (Бог. 34) .

У Климента мы встречаем неожиданный прорыв из привычного домостроительного контекста с ориентацией на мир и человека, в предвечную божественную реальность, в которой сотворение и смысл бытия мира и человека получает объяснение как дело внутритроичной любви: " Слово Божие..., презрев лиру и кифару..., эту вселенную и малый космос - человека... настроив сообразно со Святым Духом, играет Богу " (Ув. Яз. 5. 3) . Таким образом, мир и человек понимаются как инструменты, на которых Сын играет мелодию любви Отцу. Духу Святому отводится роль " камертона " . Он настраивает мир в соответствии с божественным замыслом посредством своих действий в истории: дарованием ветхозаветного закона и вдохновением пророков: " Закон духовен, потому что дан Духом Святым, а что совершает Святой Дух, все то духовно. И этот Дух Святой есть истиннейший законодатель, потому что Он не только заповедует доброе и прекрасное, но и в полной мере знает его " (Стром. I. 26) ; авторство Писания настолько прочно осмысляется Климентом как дело третьего Лица Троицы, что он называет Духа Святого " устами Господа " (Ув. Яз. 82. 1) ; посему необходимо " от слов Писания устремляться к мнениям, которые Святой Дух имеет о вещах " (Изв. 5) .

нисхождением на тело воплотившегося Бога-Слова (Изв. 16. 1) ; излиянием на верующих во Христа и обитанием в них.

Об этом едином действии Духа в истории Климент пишет: " Валентиниане [справедливо] говорят, что тот Дух, Которым каждый из пророков обладал в отдельности, теперь пролился на все церковное собрание. Поэтому различные знамения, исцеления и пророчества осуществляются через Церковь. Однако они не понимают того, что Параклет, Который непрерывно действует сейчас через Церковь, имеет ту же природу и силы, что и Тот, Который непрерывно действовал через ветхозаветных пророков " ( Изв. 24. 1-2 ) .

Действие Духа в уверовавших во Христа у Климента описывается особенно подробно и разнообразно: " Бога познаем мы по тому только, что в крещении изливается на нас с неба Дух Святой " (Пед. 1. 6) и " существо человеческое, по освящении души и тела, через обновление его Спасителем удостаивается чести быть жилищем Святого Духа " (Стром. IV. 26) . Познание Бога возможно только в силу того, что " внутренний наш человек проникнут Духом " (Стром. II. 9) , и так " во Христе становится новый человек Божий, преображенный Святым Духом " (Ув. Яз. 112. 3) и " душа бывает украшена Духом Святым " (Пед. 3. 11) .

Это обитание Духа в человеке переходит в совершенное единение в таинстве Евхаристии, когда человек " волей Отца... таинственно соединяется с Духом и Словом; потому что Святой Дух с оплодотворяемой Им душой становится едино, а со Словом [становится едино] плоть " (Пед. 2. 2) . Вследствие грехов это единство расторгается и сие расторжение означает духовную смерть человека: " каждый невоздержанный мертв пред Богом; оставленный Словом и Святым Духом, он - труп " (Пед. 2. 10) . И " если питать в себе доброе желание они отказываются, то и Дух Божий оставляет их " (Бог. 21) , но небезвозвратно, ибо " к раскаянию приводит дыхание того же самого Духа " (Пед. 1. 6) .

Климент специально подчеркивает: " не следует думать, что Дух Божий в каждом из нас пребывает как некая частица Божества " (Стром. V. 13) . Дух - это самовластная Божественная Личность, в другом месте он пишет, что вера в Духа составляет принадлежность совершенных христиан: " Под людьми плотскими и под младенцами во Христе нужно разуметь еще недавно оглашенных; к тем, которые уже веруют во Святого Духа, апостол обращается как к людям духовным " (Пед. 1. 6) . " В великолепии цветов камней... нужно видеть славу Духа Святого, непереходимость и святость Его существа " (Пед. 2. 12) . Дух явно почитается божественным: " они - нечестивцы, ибо противятся божественным заповедям, то есть учению Духа Святого " (Стром. VII. 16) . Юрий Максимов 26 января 2004 г. [1] прот. Иоанн Мейендорф.

History of Dogma. vol. IV. 1901. - P. 121. Однако Bethune-Baker утверждает, что суждение Harnack’а основано на отдельных утверждениях, и игнорировании других (подробнее см.)

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Гимн против Вардесана / Православие.Ru | «Пакет Яровой» и православная миссия: взгляд священника / Православие.Ru | Добрые вести Православия: первая половина марта 2007 г. / Православие.Ru | Добрые вести Православия: первая половина марта 2008 г. / Православие.Ru | Добрые вести Православия: вторая половина марта 2007 года / Православие.Ru | Добрые вести Православия:вторая половина февраля 2008 г. / Православие.Ru | Стереотипы представлений о крестовых походах / Православие.Ru | Добрые вести Православия: первая половина апреля 2007 года / Православие.Ru | Православное отношение к Фатимскому явлению / Православие.Ru | Добрые вести Православия:первая половина июля 2008 года / Православие.Ru | Учение о Духе Святом в Новом Завете / Православие.Ru | Добрые вести Православия: начало октября 2006 г. / Православие.Ru | Добрые вести Православия:середина сентября / Православие.Ru | Почитание преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье / Православие.Ru | «Я пошел в синагогу проповедовать Христа» / Православие.Ru | Добрые вести Православия:конец сентября 2007 г. / Православие.Ru | В преддверии Поместного Собора 2009 года / Православие.Ru | «Какав си ти професор, ако не знаш „Оче наш“?» / Православие.Ru | «Я выбежал из костела, сказав, что никогда не вернусь» (+ВИДЕО) / Православие.Ru | Сергей Бедненко: «Я понял, что Бог следит за мной» (+ВИДЕО) / Православие.Ru | «В борьбе за трезвую Русь» / Православие.Ru | Строительство мечети и Промысл Божий о мусульманах / Православие.Ru | Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и ... | «Самый великий дар, который возможен на земле» / Православие.Ru | «Меня поразила святость христиан» / Православие.Ru | «Моя земля стала для меня родной» (+ВИДЕО) / Православие.Ru | Вечны ли адские муки? Часть 3 / Православие.Ru | Без Христа спасенья нет / Православие.Ru |
Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 13: ... ... Учение о Духе Святом в Новом Завете. Ч. 12. Тертуллиан, Климент Александрийский Часть 13: Киприан Карфагенский, Ориген, " Физиолог " Святитель Киприан Карфагенский Священномученик Киприан, епископ Карфагенский Наиболее оригинальные высказывания карфагенского святителя о Святом Духе связаны с его экклезиологическим богословием. Даже триадологические упоминания вообще у него подчинены этому контексту; единство Троицы выступает залогом единства Церкви: " И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: и сии три едино суть. Кто же подумает, что сие единство, основывающееся на непременяемости Божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви? " (Ед. 236) . " Для Бога большая жертва - наш мир и братское согласие, народ, соединенный в едистве Отца и Сына и Святого Духа " (Госп. 266) . Одно крещение и одна вера может быть только с теми, кто " исповедуют вместе с нами одного и того же Отца, одного и того же Сына, одного и того же Духа Святого и одну и ту же Церковь " (Писм. 60) . Но святителем недвусмысленно утверждается и предвечное единство и нерасторжимая связь Троицы сама по себе: " те, которые не признают истинного Бога-Отца, не могут ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Учение о Духе Святом в Новом Завете / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"