Иконописцы Святой Руси. Симон Ушаков

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Иконописцы Святой Руси. Симон Ушаков С. Алексеев... Паук неторопливо и деловито плел паутину. И ажур­ные нити серебрились в лучах летнего солнца. И восторжен­но, забыв вытереть замазанные краской ладони о ветошь, смотрел на эту тончайшую работу молодой подмастерье. «Вот бы так, золотыми ниточками инакопи отделать Спасов нимб. И мельчайшие бисеренки пропустить по краю». — Что застыл? — окликнул отрока грузный, бородатый старик. — Так ведь... Красиво! — Красиво? — старик сдвинул густые брови. — Оно, ко­нечно, красиво. Но подумай-ка, что перед тобой? Паутина. Сеть. Тенета...

Всенародное призвание в 1613 году Михаила Романова на царство положило начало новому типу самодержавия, где глава государства — не только политический и военный лидер, а, в первую очередь, охранитель религиозно-нравственных законов, за соблюдение которых он отвечает и перед народом, и перед Богом.

Объединение двух братских народов — русского и укра­инского — дало толчок взаимному обогащению двух культур. Образованные москвичи, пораженные уровнем преподавания в Киево-Могилянской академии, приняли решение о создании собственной высшей богословской школы. В 1687 году по благословению Патриарха Макария в Донском монастыре была учреждена Славяно-греко-латинская академия, предназна­ченная для людей «всяка чина, сана и звания».

Тем временем меняется отношение к иностранцам. Наибо­лее просвещенные русские люди начинают понимать, что без освоения богословского, научного и технического опыта других стран немыслимо создание сильного государства, имеющего крепкую духовную, политическую и военную основу.

В XVII веке было возведено больше церквей, чем за всю предыдущую историю русского храмового зодчества. В конце XVII века возникает новый архитектурный стиль — «Нарыш­кинское барокко» (по имени основного заказчика, боярина Нарышкина) , характерными чертами которого были многоярусность, строгость пропорций и декоративная пышность отделки. Одна из самых характерных построек этого стиля — церковь Покрова в Филях (1693) .

Фресковая живопись этого времени утрачивает черты монументальности. Изображения детализированы, небольшие фигуры переплетаются с орнаментом. В сюжеты Священного писания включаются сцены повседневного труда: большое место отведено изображениям жатвы. Во всей полноте новая тенденция выражена в Ярославских фресках. Богатый торго­вый город Ярославль становится в XVII веке одним из цент­ров общественной и художественной жизни. Фрески Гурия Никитина, Силы Савина и Дмитрия Григорьева, несмотря на насыщенность их прихотливым орнаментом и обыденными деталями, торжественны, праздничны и не переходят границу, за которой начинается слияние бытовизма и духовной высоты храмовой росписи.

И. Э. Грабарь в труде, посвященном храмовой росписи XVI века, делает следующее заключение: «Стенные росписи даже самые поздние и наиболее упадочные, показывают, каким исключительным декоратив­ным инстинктом и чутьем монументальности обладали русские иконописцы еще долго после того, как лучшие песни этого великого искусства были пропеты».

И одновременно XVII столетие — одно из самых противо­речивых в русской истории. С одной стороны, это время по­беды над польской интервенцией, время, которое консолиди­ровало все силы русского общества, вызвало небывалый пат­риотических подъем, а с другой стороны, XVII век — это время «медного» и «соляного» бунтов, время крестьянских войн под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. С одной стороны, происходит рост уровня духовного сознания народа, с другой, — церковный раскол, разорвавший нити, связывавшие светскую и церковную ветви государс­твенного управления. В храмостроительстве и в иконописи с одной стороны совершенствование внешних изобразитель­ных форм, с другой, — утрата внутреннего, духовного содер­жания.

Именно на этот двойственный период и приходится твор­чество Симона Федоровича Ушакова — успешного «царского изографа» и, одновременно, одного из самых противоречивых иконописцев уходящей эпохи.

Историкам точно известны даты его жизни. Надпись на одной из икон гласит: «Лета 7166 году писал государев иконник Симон Федоров, сын Ушакова, 32 лет возраста своего». Следовательно, Симон Ушаков родился в 1626 году. Дата его смерти — 1686 год.

В юношеские годы Симон Ушаков был учеником в иконо­писной мастерской, а в 22 года он был принят знаменщиком в Серебряную палату, где прослужил 15 лет. Главным заняти­ем Ушакова было «знаменить», то есть рисовать орнаменты и узоры для церковной утвари из золота, серебра и эмали. Для молодого изографа это было хорошей школой, где совершенс­твовалось не только мастерство, но и давалась серьезная тео­ретическая подготовка.

О мастерстве рисовальщиков Серебряной и Оружейной палат ходили легенды. В одной из них рассказывалось, как мастер, копируя орнамент с образца на чистый лист, начинал изображение с определенного места и абсолютно схоже с оригиналом, без поправок замыкал линию рисун­ка в исходной точке.

В 1664 году Ушаков был переведен иконником в Оружей­ную палату. Руководимая боярином Богданом Матвеевичем Хитрово, Оружейная палата с середины XVII века стала крупнейшим центром художественной жизни.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
  • Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


           Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

    Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

    Вам может быть интересно:

    иисус христос архангелами роспись зап стены санта-мария-ин-валле темпьет-то чивидале-дель-фриули 2-я пол viii | церковь михаила малеина при романовской больнице владычне-покровской общине сестер милосердия | народы гог магог окружили стан святых миниатюра лицевого апокалипсиса толкованиями архиеп андрея кесарийского 2-я пол xvi ргб 173.i мда | блгв князья константин михаил феодор муромской иконой божией матери избранными святыми 1-я четв 2-я пол xviii гим | рус триодный торжественник 2-я пол гим увар 338 894 361 362 |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Иконописцы Святой Руси. Симон Ушаков
    Поддержи нас
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера