> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Феофан Прокопович, Словарь о бывших в России писателях духовного чина ...

  001  002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста


В 1718 году по Указу Государеву наречен он Июня 1-го, в день Пятидесятницы, во Епископа Псковского и Нарвского и на другой же день в присутствии Государя хиротонисан, с облачением в Саккос, что почиталось тогда особенным отличием для Епископа. Ибо по прежнему обыкновению при Российских Патриархах Епископы служили только в Священнической фелони с Омофором. По производстве его в сей, Монарх, давно уже намеревавшийся вовсе упразднить в России Патриаршеское Звание и на место оного уставить Духовную Коллегию, препоручил ему сочинить Духовный Устав, который в 1719 году им и написан был под именем Духовного Регламента.

Сам Государь, рассмотрев, исправив и нечто прибавив, отдал оный на рассмотрение Сенату обще с Духовенством, при коих в собрании дважды был он читан, и в некоторых местах объяснен, новыми примечаниями; а наконец подписан Епископами, Архимандритами и Сенаторами, при слушании бывшими, а в заключении самим Монархом. Один экземпляр сей книги положен в Кабинетном Архиве, а другой отправлен был в Москву и в другие места для подписи не присутствовавшим при чтении Духовным Особам, и по окончании всего издан в списке.

Между тем в 1720 году Феофан пожалован Архиепископом, а при открытии Св. Синода, поелику предположено быть в оном одному Президенту, 2-м Вице-Президентам, 4-м Советникам и 4-м Асессорам, то Президентом пожалован Стефан, Митрополит Рязанский, первым Вице-Президентом Феодосии, Архиепископ Новгородский, а вторым Феофан. При первом заседании сего собрания в 1721 году Февраля 17, Феофан говорил в присутствии Государя самого Слово из темы Иоанн. Гл. XV, ст. 16: Аз избрах вас и положих, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет.

Государь поручил ему в 1722 году сочинить сверх Правил, в Регламенте положенных, еще Прибавление о Духовном Причте и Монахах, которое по сочинении было также исправлено самим Монархом и утверждено в том же году. Сверх того особым Указом Генваря 28 того же 1722 года Феофану велено сочинить пространнейший Устав о Монахах и Училищах, а также о новом распоряжении всей Российской Иерархии. Но поелику открылись различные о сем мнения, то в предначертание Уставу сему и в предварение народных толков, Государь дал Св. Синоду 31 Генваря 1724 года Указ, в коем Исторически объяснено начало Монашеского Чина, разделение оного на ученое и неученое, и назначение каждому из них классу особенных должностей и занятий; а вслед за тем Сентября 18 другой Указ о распоряжении Монастырских доходов. На сем основании Феофан сочинил Штат, по которому следовало быть в России пяти Архиепископам, Велико-Российскому, Белорусскому, Малороссийскому, Болгарскому и Сибирскому, а под их надзиранием 38 Епископам, и при них для помощи в правлении, а особливо в смотрении Училищ и Богаделен, 48 Архимандритам с достаточным для всех жалованьем из их доходов. Татищев ( Российская История, Часть 1, стр. 578 ) говорит, что он видел в 1724 году сию роспись у Феофана, под которою собственноручно подписано было Государем: «достальные употребить Проповедникам во иноверцах, на прибавочным Школы и Богадельни», и того же 1724 года Декабря Государь изволил-де о учреждении Училищ в Монастырях Указом Синоду подтвердить. Но все сие за вскоре последовавшею кончиною Государя осталось без исполнения.

В 1724 году, когда Государь заблагорассудил короновать Супругу Свою Екатерину Алексеевну Императорским Венцом, то Феофан Майя 7 в Москве совершал Священный Обряд сей; а когда, Генваря 28 следующего 1725 года скончался Государь, то он при погребении Его Марта 1 и вторично 29 Июня в день Тезоименитства Его, излил над гробом Его все чувствования горести и приверженности своей в трогательнейших надгробных Словах. Императрица Екатерина 1 в Майе месяце того же года пожаловала его на место Феодосия, к лишению Чина осужденного и заточенного Архиепископом Новогородским и Первенствующим Членом Св. Синода. По кончине Ея говорил он и Ей Надгробное Слово 16 Майя 1727 года; а в 1723 году, по вступлении на Престол Государя Петра II, для Его Коронации отправился он наперед в Москву и встретил Его Речью, сперва в Новгороде Генваря 11, потом в Москве Февраля 4, а наконец по окончании Коронации, которую он же и совершал Февраля 25, приветствовал Его в Успенском Соборе. Там же на день Тезоименитства Его Июня 29 того же года говорил он в присутствии Его Слово. По кончине Его в 1730 году 28 Апреля короновал он Императрицу Анну Иоанновну и приветствовал Ее двумя Речами, одною от всех Чинов, а другою от Духовенства. Поелику же тогда Двор долго пребывал в Москве, то Феофан весьма часто занимался там проповедованием, и сказал много Поучительных и Надгробных Слов с отличною похвалою.
  001  002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

преосвященним архієпископом берлінським феофаном | преосвященным берлинским феофаном | елена иоанновна | феофаном быстровым | феофаном критским |
Постоянная ссылка: Феофан Прокопович, Словарь о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви – митрополит Евгений (Болховитинов)
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера