Источник текста

Чудо о Тайдуле / Православие.Ru


Нравится Чудо о Тайдуле Исцеление Тайдулы. Клеймо иконы митрополита Алексия с житием. Икона из Успенского собора в Московском Кремле. Между 1462 и 1483 гг. Москва, Третьяковская галерея Смотреть художественные фильмы, так или иначе относящиеся к православной тематике, дело непростое и отчасти даже нервное – достаточно вспомнить хотя бы «Адмирала», сыгранного тем же ансамблем, что и «Ирония судьбы-2», вышедшая за год до него.

Во-первых, кинематограф чувствует себя на все еще новом для него поле как слон в посудной лавке. Во-вторых, частью случаев попытки снять что-нибудь «православное» вызваны конъюнктурой, и даже если не оказываются клюквой в сахаре, то все равно оставляют по себе приторное послевкусие. Ну а в-третьих, как сказал кто-то умный, не нужно стремиться снимать «православные фильмы» – достаточно, чтобы в кино пришли православные режиссеры.

Впрочем, за этой несложным рецептом успеха скрываются такие просторы, что мы устремляться в них пока не будем, а только лишь пригласим вас к размышлением.

Размышлениям о том, что же из себя может и должен представлять кинематограф, не чуждый духовности, – но не в том смысле, в каком понимали ее в позднем СССР и теперь понимают в Европе, – а в истинном: то есть говорящий с людьми если не впрямую о Боге, то о стремлении человеческого духа к Нему, вверх.

Тем более, что скоро пока еще недлинный каталог интересующих нас фильмов пополнится новой значимой картиной.

Сценарист Юрий Арабов и режиссер Андрей Прошкин готовятся выпустить на экраны «Орду» – фильм, в котором рассказывается, как в XIV веке святитель Алексий, митрополит Московский, ездил в Орду, чтобы исцелить жену хана. Мы решили поговорить с Юрием Арабовым о том, чем сложны «житийные» фильмы, что на самом деле представляла собой Орда, и почему никто не знает, как разговаривали люди даже в недавнем прошлом.

Материал предложила студия «Православная энциклопедия», продюсер Сергей Леонидович Кравец. Я сначала отказывался, поскольку считаю, что картины о святых невозможно сделать художественными. Искусство соткано из противоречий, а в канонизированных Церковью фигурах противоречий не существуют, из житийной литературы они вычеркнуты. Драматургия – это преодоления, борения, страдания, сомнения. Канонизированный же святой или святость – это конечная точка человека, к которой необходимо стремиться. И все попытки показать святых, существующие в кино, или неудачны, или же показывают святость от обратного. Но подобные картины сразу вызывают критику людей, которые хотят видеть на экране икону, а иконопись – это не совсем искусство, это, как мы знаем от отца Павла Флоренского, это окно в другой мир… Сцена из фильма «Орда». Фото Михаил Фомичев Вот почему поначалу я отказывался от этой работы, но потом сказал продюсеру: «Я не смогу сделать картину о святом, который ходит по экрану и излучает из себя святость. Я могу сделать картину о жертве; о том человеке, который жертвует всем, и после этой жертвы в мире что-то меняется». И Сергей Леонидович сказал: «Да, это нам подходит». И тогда я попытался написать сценарий о том, как митрополит Алексий – с высоты своего сана и с высоты своего служения – опускается в глубину народа, находящегося в порабощении у Орды. Написать историю о том, как чуда не получается. Мы взяли за фабулу картины историю про то, как святитель Алексий ездил в Орду и исцелил от слепоты ханшу Тайдулу. Этот сюжет есть в житии святителя.

Так вот, по сценарию, у митрополита Алексия чуда не получается, епископа наказывают, сдирают одежды, обливают водой, и он становится бездомным, и его отправляют к русским колодникам.

У нас – отчасти после Льва Гумилёва – пошла традиция представлять себе Орду как неких толерантных восточных людей. Это абсолютно не сходится с историческими источниками. Ордынцы были достаточно жестоки, они разоряли церкви – и это описано в летописях (летописи – единственный исторический источник, и если их ставить под сомнение, то у нас не остается документальных источников вообще) . Ордынцы на позднем своём этапе действительно давали так называемые «пайзы» – охранные грамоты для Церкви, освобождали её от налогов. Но надо понимать, для чего они это делали: чтобы Восточная Церковь не соединилась с Западной и не смогла дать отпор Орде. Это всё достаточно низменная политика. Представлять себе ордынцев как веротерпимых людей нельзя – это абсолютно не сходится с нашей историей.

Итак, по сценарию, святителя Алексия наказывают, он у колодников, он становится истопником, топит бани, в которых купаются ханы и их приближенные. В истопниках больше месяца не живут, потому что люди умирают от обезвоживания. И когда святитель Алексий приносит эту жертву – не возвращается в Москву, а добровольно становится пленником, вот тогда и происходит в картине чудо исцеления.

После этого Орда не делает нового набега на Москву, и московские князья могут немножко прийти в себя и собрать силы для Куликовской битвы. Действительно, русской московской Церкви дают охранную грамоту. И история начинает течь в другом направлении. Рабство спустя некоторое время закончится, Русь будет потихоньку формироваться в самостоятельное государство и в самостоятельный этнос. Какими источниками вы пользовались? Есть иконы святителя с клеймами. Нельзя ли при создании фильма использовать эти клейма как своего рода раскадровку?

Источники – вся житийная литература. Кроме того, были консультанты, причём консультанты достаточно разные. Иконы с клеймами мы никак не могли использовать, потому что иконопись это – не искусство, это нечто большее. Искусство, как мне кажется, не должно соревноваться с иконописью. Я пытался написать притчу, а режиссёр с продюсером пытались перенести эту притчу на экран. Притчу, одетую в «одежду» позднего средневековья, а точнее – близкого Возрождения.

Можете ли Вы назвать идеальные исторические фильмы? Или кино – всегда апокриф? Юрий Арабов Идеальных не могу, но я могу назвать «Андрея Рублёва» – картину вполне состоявшуюся. Могу сказать, что наш замысел в какой-то степени продолжает замысел Тарковского. Андрей Рублёв пишет «Божественную тишину» своей Троицы только после того, как он изведал муку, горе, страдание, убийство, кровь – всё то, что раздирает русскую землю. В картине Тарковского это прекрасно показано. «Андрей Рублёв» — это очень достойный пример так называемой исторической картины. Но насколько она соответствует историческим реалиям, не знаю. По большому счёту, у нас нет критериев, чтобы разобрать, где апокриф, а где не апокриф. В ранней церкви отделили четыре Евангелия от всех остальных. Но неужели все остальные отвергнутые тексты были ложными? Наверняка, во многих апокрифических евангелиях существовали какие-то серьёзные вещи. Но мы считаем каноном то, что освящено Церковью, авторитетом высших духовных лиц, их служением, их моральным и социально-политическим правом, а всё остальное для нас – апокрифы.

Понимаете, мы с вами не знаем, к примеру, устную речь начала XIX-го века. От этого времени остался литературный язык, но это совсем не то, что устный. В наше время устная речь вторгается в литературную, точнее литературная речь опустилась до устной, а тогда, видимо, был какой-то разрыв. Как говорили простолюдины в девятнадцатом веке – это тайна. У нас осталась только литература.

Большинство исторических картин вызывают ощущение недостоверности, несмотря на обилие исторических костюмов и эффектных массовых сцен. А вот «Седьмая печать» Бергмана напротив –театральна и бутафорна, а кажется правдивой. Чем вы можете это объяснить?

Только тем, что «Седьмую печать» ставил выдающийся режиссёр Бергман. И «Андрей Рублёв» чувства фальши не вызывает. Это уровень режиссуры. Наверняка и в «Седьмой печати», и в «Андрее Рублёве» многое не соответствует историческим реалиям, но тем не менее талант режиссёра, мысль, которая им движет, всё искупают.

А то, о чём вы говорите, – это бессмысленный перевод денег на костюмные картины, внутри которых просто нет серьёзных смысловых значений. Такие фильмы делаются известно для чего – для того, чтобы повеселить зрителя и освоить миллионные средства.

У нас были консультанты. От Орды ведь остался очень богатый археологический срез. Она располагалась в районе современной Астрахани. Ислам Орда приняла достаточно поздно. Это был сплав язычества, мусульманства и культур разных народов, которые монголы захватывали. И мы специально заставили ордынцев в фильме говорить как бы на древнем монгольском языке. На самом деле, это тоже не совсем их язык, но мы пытались достичь языковой достоверности, сделать нечто вроде Луны на экране. Как будто наш герой попадает в другой мир, в нем есть элементы, которые он знает, а есть то, что он абсолютно не знает. И ещё речь шла о том, чтобы показать в картине так называемую «русскость»: что она такое, как она деформируется и как она изменяется, соприкасаясь с другой культурой, которая кажется во многом варварской.

В некоторых источниках сообщается, что святитель Алексий, когда был в Орде, вел спор о вере с иноверцами. У вас этого момента нет в картине?

Нет, у нас этого момента нет. В картине он веру доказывает отречением от своей плоти. Ведь главное доказательство веры – это чудо. Христос не воскрес бы, и не было бы Христа. Перефразируя апостола Павла, что такое были бы мы, христиане, если бы Христос не воскрес? Мы вынимаем чудо, и святой перестаёт быть святым, и Бог перестаёт быть Богом. Бог и святость не упираются в наши гуманитарные построения. Если отсутствует чудо, то отсутствует всё. Но мы делали картину о том, что чудо происходит только тогда, когда человек отказывается от жизни во имя другого человека, как он может возвыситься сам над собой... Андрей Кульба 24 ноября 2011 г. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онлйн

Смотри также Фильм «Орда» получил два приза 34-го Московского кинофестиваля Фильм «Орда» получил два приза 34-го Московского кинофестиваля 30 июня в Москве завершил свою работу 34-й Московский международный кинофестиваль, открывшийся 21 июня. Среди отечественных кинолент, представленных в этом году на фестивале, был фильм " Орда " (режиссер - Андрей Прошкин, генеральный продюсер - Сергей Кравец) , созданный кино-телекампанией " Православная Энциклопедия " . Чудо на заказ. Сергей Кравец о фильме «Орда» Чудо на заказ. Сергей Кравец о фильме «Орда» Сергей Кравец Когда мы работали над картиной, перед нами был выбор, воспроизводить Орду так, как ее воспринимают современные историки, прежде всего тюркологи, которые сейчас очень многим вещам того времени находят оправдание, или же — как ее воспринимала Русь XIV века (" поганые — они и есть поганые ") . Как бы там ни было, здесь нет никакой демонизации образа Орды, как это уже доводилось читать в некоторых рецензиях. Где-то даже ордынцы — это вполне симпатичные люди. Но при этом они – хозяева жизни, которые запросто могут заехать в церковь на лошадях или приехать к князю и сказать: " За твоей головой приехали " . " Орда " воспроизводит эти отношения… Комментарии Томаша 25 января 2013, 05: 20 И еще... Крупный богословский авторитет профессор Е. Голубинский писал в «Истории русской церкви»: «Если полагать, что обязанность высшего духовенства — епископов с соборами игуменов — долженствовала при данных обстоятельствах состоять в том, чтобы одушевлять князей и всех граждан к мужественному сопротивлению врагам для защиты своей земли, то летописи не дают нам права сказать, чтобы епископы наши оказались на высоте своего призвания; они не говорят нам, чтобы при всеобщей панике и растерянности раздавался по стране этот одушевляющий святительский голос» ( т. II, ч. I, с. 14 ) . Давайте перестанем лгать гражданам, пользуясь тем, что не все они могут найти время и источники, чтобы почерпнуть объективную информацию... Томаша 25 января 2013, 05: 17 Даже неловко как-то.. зачем лукавить о деяниях церкви в период так называемого монголо-татарского ига? Русское православное духовенство пострадало меньше других, так как оно либо пряталось, либо сдавалось на милость победителя. Вот что писали об этом сами церковные публицисты. «В летописях, — отмечал Н. Высоцкий, — мы встречаем факты позорного поведения некоторых высших духовных лиц. Глава русской церкви митрополит Иосиф, прибывший из Греции на Русь в самый год нашествия татар на Владимирскую область (в 1237 г.) , бежал, оставив свою кафедру. Епископ рязанский, неизвестный по имени, также постарался скрыться в безопасных местах. Епископ ростовский Кирилл поступил подобно рязанскому, «избыв» татар на Белоозере. Так же, вероятно, поступили и епископы галичский и перемышльский, которые остались живыми после взятия татарами их кафедральных городов» ( Звонарь, 1907, № 8, с. 42 — 43 ) . Galina 23 января 2012, 19: 33 Святой Иоан Златоуст говорил, что мы должны завидовать силе Святых, их доброте, терпению и мудрости. Жизнь Святых учат нас как мы дожны себя вести, вдохновляет нас и помогает нам приблизить к себе силу Святого Духа. Эти люди прославились не столь своими чудесами, а своей чистой и светлой жизнью перед Богом. А если мы невнимательны, то чудеса нам могут даже повредить. Исходя из этого, чудо не главная особенность Святых. Главное-твердая вера в Бога!!! Мария 2 декабря 2011, 12: 03 Господь не отказался от человека: взял все на себя, во имя людей, спасения, жизни и продолжения ее в вечности! Но в фильмах наших все наоборот: жертвенная жизнь, страдания, поношения и т. д. и т. п. Конечно, тяжело ставить фильмы с тонким, мудрым, далеких времен сюжетом. Люди с холодным сердцем и твердокаменным, всегда будут критиковать и хулить таких режиссеров-постановщиков, вытаскивающих из глубин ветхости неизвестные и неизведанные материалы истории. Так вам приношу свою признательность исканиям всего забытого, и укрепляющего человека в преданности и знании своей истории. Долгих и творческих вам лет, Андрей! Наталья 28 ноября 2011, 13: 14 " Чудо " - очень хороший фильм, он для всех, не только для православных. О том как Чудо Божье меняет нас, людей. Жду с нетерпением новый фильм. Александр П.

28 ноября 2011, 12: 16 Фильм " Чудо " произвёл на меня эффект разорвавшейся бомбы, надеюсь, что и новый фильм будет не хуже. Благослови Бог! Наталия 28 ноября 2011, 10: 50 Думала, что только мне не понравилось в фильме " Чудо " отношение автора к самому чуду, так фривольно его интерпретировать, под свое умозаключение и понимание подтягивать. Радует, что не одна. Но, судя по всему, автор и в фильме " Орда " сам боится чудес от Господа, пытаясь подстраивать время проявления Божьего чуда, считая, что вот -ТУТ ОНО НЕ УМЕСТНО, вот ТАК - НАРОДУ ЕГО НЕ ПОНЯТЬ, а вот ТУТ- ЕМУ И ДОЛЖНО БЫТЬ! PS Для автора- После просмотра фильма " Чудо " - мои, далекие от Православной Веры, близкие- сказали- что вот, оказывается, если бы не Партия- и не ожила бы девушка! Андрей 26 ноября 2011, 12: 35 Современные киношники чаще всего или развлекают, или создают замкнутые в себе вещи, которым зрители особо и не нужны. А Юрий Арабов всегда пытается пробиться к душе человека, вывести из самодовольной спячки, подтолкнуть на поступок. Не всегда все получается, но сами попытки заслуживают уважения. Фильм " Чудо " удачным не назовешь, зато режиссер крестился во время съемок. Значит уже история сочинялась не зря.

Андрей Шабельников 25 ноября 2011, 17: 44 Неоднозначно отношусь к высказываниям автора об отношении ордынцев к Православию. Ни одно другое имя, кроме Льва Гумилёва, не названо. Сценарий, согласно которому Святитель Алексий становится истопником, очень странный по сравнению с житиём. Да, ордынцы грабили церкви и убивали духовенство, это известно. Но не всегда и не везде. Есть, например, очень серьёзный труд - книга блаженной памяти митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда) " Князь Феодор Чёрный " , там целый раздел посвящён духовным связям Руси и Орды. И Владыка Иоанн, ссылаясь на серьёзные источники, говорит о веротерпимости ордынцев, следовавших завету Чингисхана. О том, что существовала Ордынская епархия, был митрополит в столице Сарай. Что монголо-татары, изгнав после принятия ислама шаманов и лам, сохранили уважительное отношение к Православию. Наконец, монголо-татарское иго было для Руси гораздо более лёгким, чем турецкое для балканских народов, когда турки покушались именно на веру. Например, захватив болгарское село, могли объявить, что христиане должны выйти налево, а согласившиеся принять ислам - направо. И христианам нередко тут же отрубали головы, либо они оказывались в жалком, бесправном положении. Монголам же были нужны лишь дань и войско для последующих походов, на души они не покушались, за редким исключением. Но несомненно, что если бы Святитель Алексий не исцелил ханшу Тайдулу, то и он бы не возвратился в Москву, и на Русь был бы очередной набег. Сергей 25 ноября 2011, 15: 37 Я крайне огорчён. Сначала Прошкин испоганил " Капитанскую дочку " Пушкина. Потом снял своя убогое и аляповатое " Чудо " . Теперь взялся житие святителя Алексия исправлять. Какой, однако, выверт сознания! Для того, чтобы показать, " что на самом деле представляла собой Орда " , авторы высасывают из пальца то, чего не было. Им не нужен НАСТОЯЩИЙ св. Алексий. Им нужна слезодавилка типа " Страстей Христовых " . И, кстати, Арабов почти прямым текстом показывает свои собственные мечтания: " Ордынцы... это делали: чтобы Восточная Церковь не соединилась с Западной " . А ещё прочитаем здесь: " Ведь главное доказательство веры – это чудо. " " Мы вынимаем чудо, и святой перестаёт быть святым, и Бог перестаёт быть Богом. " Характерно католическая позиция. Вера 25 ноября 2011, 14: 25 Спасибо порталу за интересное интервью. Арабов - уникальное явление в нашем кино, автор удивительных сценариев. Всегда с удовольствием слушаю и смотрю его. К сожалению, сегодня православное кино ( да и музыка, и пр. ) зачастую бывает " лубочным " , не пробуждает ни глубоких мыслей, ни чувств, делается на очень низком уровне. И поэтому любое " инакомыслие " воспринимается как оскорбление. Еще раз спасибо автору и Юрию Арабову, с нетерпением ждем новый фильм! Ярл 25 ноября 2011, 10: 51 Уважаемый Константин! Фильм " Чудо " гораздо ниже уровнем, чем " Остров " . Поэтому вписывать их вместе некорректно. Автор в интервью понравился своим устремлением, но проявил серъезную некомпетентность в вопросах по апокрифам. Поэтому к его фильмам следует относиться осторожно. Наталья 25 ноября 2011, 10: 40 " Ведь главное доказательство веры – это чудо " . вот это не поняла... Владимир 25 ноября 2011, 00: 05 Юрий Арабов - очень глубокий сценарист. Фильм, снятый по его сценарию, безусловно стоит посмотреть. После этого его можно будет и покритиковать, если захочется, и похвалить. Спасибо уважаемому порталу Православие. ру за публикацию интересного интервью. Константин 24 ноября 2011, 18: 19 Спасибо вам за это интервью. Я несогласен с высказанными комментариями! Мне кажется, такие фильмы как " Чудо " , или " Остров " , который тоже вызвал очень много споров, нужны людям, - тем, которые стоят как говорится еще за оградой церкви! Такие фильмы могут привести людей нецерковных к вере. Благодаря " Чуду " историю Зоиного стояния узнало огромное количество людей, для которых именно чудо является свидетельством. А таких ведь в нашем постсоветском мире большинство. И я вам больше скажу - даже если всего один человек, которому кроме как в кино услышать о Боге негде, посмотрев " Остров " или " Чудо " , начал искать Его - это уже огромная победа. Лично для меня в свое время как раз " Остров " стал откровением. С уважением, Константин, 32 года, Москва Татьяна 24 ноября 2011, 16: 25 Вообще-то это исцеление произошло в ХIV веке: (Дмитрий 24 ноября 2011, 14: 12 Действительно, зачем это интервью. Тарковский, создавая Рублёва, жил 15 веком, перечитал множество источников, литературу. А тут видно, что автор имеет самое поверхностное понимание эпохи. Чего стоит только фраза " летописи – единственный исторический источник " по истории Золотой орды. Или про какой-то последний этап выдачи ханских грамот для Русской церкви, хотя сохранились грамоты всем митрополитам начиная с КириллаIII с 60-х гг. 14 века. Конечно посмотрим и увидим, но я думаю, что чуда не произойдёт или наоборот-произойдёт ещё одно " Чудо " .)

Виктор Подолянин 24 ноября 2011, 13: 57 Юрий Арабов - вы НИКОГДА не будете Тарковским. Вот ваши слова: " В ранней церкви отделили четыре Евангелия от всех остальных. Но неужели все остальные отвергнутые тексты были ложными? Наверняка, во многих апокрифических евангелиях существовали какие-то серьёзные вещи. Но мы считаем каноном то, что освящено Церковью, авторитетом высших духовных лиц, их служением, их моральным и социально-политическим правом, а всё остальное для нас – апокрифы " Тарковский показал как РУБЛЕВ себя переделывал под церковь, а не наоборот. У гениального Рублева, как впрочем у всех гениальных людей, ГОРДОСТЬ стоит на первом плане, вот и показал Тарковский как Рублев боролся с грехом гордыни и высокомерия. А потом уже были и " Святая Троица " и росписи в лавре и все остальное. Антон 24 ноября 2011, 13: 20 Зачем уважаемый портал Православие. Ru размещает интервью с человеком, написавший ужасный, безбожный сценарий к фильму " Чудо " ? В этот раз опять будет " авторская " интерпретация с показом обнаженного женского естества, сумасшедшим священником, который сначала стирает епитрахиль в грязной воде, а затем окунает туда свою супругу? Опять будете преврана реальность? Опять будут опорочены люди?

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Чудо о Тайдуле / Православие.Ru |
Чудо о Тайдуле / Православие.Ru ... Чудо о Тайдуле Исцеление Тайдулы. Клеймо иконы митрополита Алексия с житием. Икона из Успенского собора в Московском Кремле. Между 1462 и 1483 гг. Москва, Третьяковская галерея Смотреть художественные фильмы, так или иначе относящиеся к православной тематике, дело непростое и отчасти даже нервное – достаточно вспомнить хотя бы «Адмирала», сыгранного тем же ансамблем, что и «Ирония судьбы-2», вышедшая за год до него. Во-первых, кинематограф чувствует себя на все еще новом для него поле как слон в посудной лавке. Во-вторых, частью случаев попытки снять что-нибудь «православное» вызваны конъюнктурой, и даже если не оказываются клюквой в сахаре, то все равно оставляют по себе приторное послевкусие. Ну а в-третьих, как сказал кто-то умный, не нужно стремиться снимать «православные фильмы» – достаточно, чтобы в кино пришли православные режиссеры. Впрочем, за этой несложным рецептом успеха скрываются такие просторы, что мы устремляться в них пока не будем, а только лишь пригласим вас к размышлением. Размышлениям о том, что же из себя может и должен представлять кинематограф, не чуждый духовности, – но не в том смысле, в каком понимали ее в позднем СССР и теперь понимают в ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Чудо о Тайдуле / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"