Источник текста

Митрополит Даниил: «Христианин – всегда оптимист. Потому что знает: над нами Господь» / Православие.Ru


Нравится Митрополит Даниил: «Христианин – всегда оптимист. Потому что знает: над нами Господь» Анастасия Рахлина Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил рассказал нам о правильных отношениях людей Церкви и общества, о том, что отвечать, когда осуждают священников, о современной миссии, долготерпении и о том, что нужно сделать, чтобы в деревнях перестали пить.

Митрополит Даниил, Архангельский и Холмогорский. Фото здесь и далее: пресс-служба Архангельской и Холмогорской епархии Владыка так детально объясняет, как проехать – из последнего вагона направо, потом еще раз направо, в переходе налево – что всю дорогу в голове вертится вопрос: неужели митрополит Архангельский и Холмогорский ездит по Москве на метро? Подойдя к указанному дому, еще раз, как и было велено, перезваниваю владыке. «Я вас вижу! » – радостно восклицает голос в трубке. Задираю голову – из освещенного окна энергично машет рукой высокая фигура в черном.

Когда разговариваешь с ним даже по телефону, кажется, что наконец обрел очень близкого родственника, с которым почему-то долгие годы был в разлуке. Про владыку Даниила говорят, что он – очень простой, что любой священник его огромной митрополии может в любой момент попасть к нему на прием, что сам он, легкий на подъем, ездит по епархии, общаясь с народом, но я все равно спрашиваю про метро. «У вас в Москве такие пробки, что езжу порой и даже с удовольствием», – отвечает архиерей, разливая чай по большущим чашкам. В его недавно образованной митрополии сегодня как нигде кипит жизнь, – чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на сайт Архангельской и Холмогорской епархии: тут тебе и про борьбу с сайентологами, и про открытие воскресных школ для родителей, и про богословские курсы для всех желающих, и про проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», и про митинги против ювенальной юстиции, и договор с погрануправлением ФСБ.

25 августа 2012 у срубленного креста в Архангельске – Владыка, сегодня многие православные чувствуют потребность вмешаться в то, что происходит вокруг. Но как мы должны это делать в первую очередь? Молитвенно или при помощи общественных высказываний? – И то, и другое. Мы должны и молиться, и высказываться, когда это касается нашей веры, жизнедеятельности, воспитания будущего поколения. Когда это касается нравственности нашего народа. Сейчас нам всё-таки доступны средства массовой информации, – тот же интернет. И, конечно же, мы должны показывать свою активность.

Потому что часто складывается такое впечатление, что интернет заняли люди, которые закончили классов шесть, не больше, ничему не научились, бросили школу, но зато стали жить на форумах и в интернет-сми. Но если человек всех подряд хулит, то мне неинтересно, что он пишет, потому что не Бог живет в его душе. А другая сущность. Есть оптимисты, есть пессимисты, а есть ещё нытики-хулители. Они и веру хулят, и священноначалие, и всю нашу страну, – у них всё плохо. Начитаться такого, и действительно жить не захочется.

Конечно, христианин говорит о проблемах, – но он говорит всё-таки с надеждой на изменения. Наши высказывания отличаются от высказываний людей неверующих. Допустим, и они, и мы видим некую безысходность. Но у нас есть надежда, что нам может помочь Господь, если мы Его будем просить, будем к Нему обращаться. А неверующим людям обращаться не к кому.

Считается, что во многих вопросах мы прошли «точку возврата», и невозможно России выйти из тупика. И со светской точки зрения это так и есть, – потому что своими силами спастись невозможно.

Помните место в Священном Писании, – как ужаснулись апостолы, когда Господь сказал: трудно богатому войти в Царство Небесное? А в другом месте мы читаем: как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Небесное. И вот что тут очень важно понимать: в ветхозаветные времена считали, что если у тебя всего много, если Господь даёт вся благая, то значит, ты Ему угодил. И вдруг оказывается, что богатым людям, вроде бы угодившим Богу, трудно войти в Царствие Небесное. И, конечно же, апостолы задают вопрос: кто же тогда может спастись?!

Но всё, что мы делаем на этой земле, мы должны делать с миром. Как наши священномученики на архангельской земле, где я сейчас проживаю: их убивали, а они мирно уходили... не рвались в последний момент задушить своего мучителя… Это касается и наших высказываний – не так, чтобы пена шла от злости, а очень четко аргументированно, красиво и достойно мы должны обозначать свою позицию. А обозначать ее надо. – Владыка, как можно помочь людям прийти в Церковь? А тем, кто приходит, чтобы «поставить свечку», помочь сделать следующий шаг? – Моя сестра – участковый врач, – рассказывала мне о том, какие у них нормативы на одного человека. Ни в одной стране таких нет: 15 минут отводится на пациента. За это время нужно бабушку, пришедшую на прием, выслушать, поставить ей диагноз, выписать рецепт, – и чтобы она еще успела выйти из кабинета. А она только усядется, сосредоточится, свой костылик поставит, – уже пятнадцать минут прошло.

Так происходит из-за того, что у нас катастрофически не хватает врачей. И потому у нас не очень здоровое население.

А в религиозном плане ситуация намного хуже: на такое количество верующих катастрофически не хватает духовенства.

И конечно, хочется такого отношения со стороны священнослужителей, которое было и есть на замечательном острове Сахалине (в течении девяти лет, с ноября 2001-го по декабрь 2012-го, владыка был епископом Южно-Сахалинским и Курильским, – прим. ред.) Там общинки маленькие. И те прихожане, что переехали с острова на материк, говорят: «В этих больших городах мы чувствуем себя в храмах очень неуютно. Вроде и храмы старые, и иконостасы дореволюционные, но людей слишком много – нет возможности с батюшкой поговорить».

А священник – как врач. Вот он пришёл, отслужил молебен, – а ведь этого мало, нужно еще, чтобы он сел и часочек посидел, попил чайку, пообщался, побеседовал. Вот что людям нужно.

Богослужения есть, а не хватает священнослужителей, чтобы просто поговорить по душам. А ведь часто одной такой беседы достаточно для того, чтобы человек пришел в храм.

И очень хорошо общаться с людьми не на церковной площадке. Вот те, кто уже пришел в храм – с ними легче. Куда тяжелее с теми, кто еще не пришёл. Но то, что они не пришли, вовсе не означает, что они против Церкви. Встречаешься где-то с людьми, поговоришь с ними немного, глядишь, а они уже начинают расспрашивать: «А когда вы служите? А можно к вам прийти? » И завязываются контакты.

Значит, больше должно быть священников, чтобы они могли свободно общаться с паствой. У нас сейчас нехватка священнослужителей, активных мирян, миссионеров. Очень их не хватает.

Во время одной из поездок по Пинежскому благочинию – Но как же можно со священниками пообщаться вне церковной площадки? Где именно? – А очень просто. Если священнослужитель ходит по улицам в своей одежде, – подряснике, а не в «гражданском», – то он привлекает к себе внимание людей.

Ты идешь по улице, летишь в самолете, едешь в поезде, на общественном транспорте, заправляешь машину, – люди видят тебя, подходят, начинают задавать вопросы. Завязывается разговор. Происходит встреча.

Я помню, как пришел из армии в отпуск, – мне полгода оставалось служить, я тогда предположить не мог, что буду поступать в семинарию, никогда у меня этого и в мыслях не было, – а мама и говорит: «Знаешь, я тут с одним замечательным батюшкой познакомилась, рассказала ему про тебя, он ждет в гости. Пойдем к нему! » «Как – так просто возьмем и пойдем? » «Да, вот так просто и пойдем».

То есть мы встретились не в храме. Это был дом священнослужителя – так произошла моя Встреча. Посидели, поговорили. Он чай сделал, угостил. Не помню, сколько я у него пробыл, – долго. Очень много я отнял у него времени, только потом это понял, но он мне этого не показал. Я захотел быть похожим на этого человека.

Вот как, знаете, один из наших священномучеников, будущий митрополит Нестор (Анисимов) , встретился с Иоанном Кронштадтским. Встретил, упросил помолиться за свою болящую маму, Иоанн Кронштадтский пришел к ним, исцелил мать, и с этого момента ребенок захотел быть священнослужителем. Потом он стал священником, епископом, митрополитом. И принял мученический венец. И эта встреча с Иоанном Кронштадтским тоже произошла не в храме, а в доме.

Освящение противолодочного корабля «Нарьян-Мар» совершают митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил и епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. Июнь 2012 – Сегодня в обществе любят осуждать священников, – что бы вы посоветовали нам отвечать, когда мы слышим такие речи? – Бывает так, что у человека, высказывавшегося весьма недружелюбно, меняется реакция, когда ты ему ответишь с миром. На моем опыте таких случаев было немало.

Когда я исполнял послушание на Сахалине, была там одна женщина, занимавшая довольно высокий пост, которая постоянно отпускала неприятные реплики, колкости, издевочки. Но я понимал, что это некая защитная реакция – она пыталась как-то оправдаться, почему она не в Церкви. До того момента она не приходила в храм Божий. Почему? Да потому что массу недостатков она у нас находила.

Но мы же живые люди. Живое общество. Церковь – это общество людей, которые болеют такими же болезнями, что и все остальные. Если грипп идет, то он косит всех подряд. Но если мы увидели, что врач сморкается и пьет таблетки, разве мы говорим «о-о-о-о! да он сам больной, я к нему не пойду»? Конечно же, нет.

Примерно так я и объяснил ей ситуацию. А чего, говорю, вы удивляетесь? Вы Евангелие откройте – вы увидите, что даже из Двенадцати апостолов один был Иудой. И даже Петр, – святой! – в самый ответственный момент отвернулся от своего Учителя. Предал Его.

Ведь не каждый готов простить такое. Вот муж предает жену. Или жена предает мужа. И часто из-за этого распадаются семьи: «Ты меня предал, изменил, и об этом все узнали?! Всё, нет тебе прощения! » А Петр публично отрекся, и Господь его простил! И не так простил, чтобы сказать «ну ладно, – иди с Богом, я тебя видеть не хочу», – а восстановил в апостольском достоинстве. Он ему всё вернул. Когда читаешь это место, поражаешься. А про разбойника на кресте… Думаешь – да сколько же людей молили Бога: Господи, да порази Ты этого ужасного человека! Это чудовище! Ведь он людей убивает, лишает детей отцов, лишает их матерей, куска хлеба! Этот человек весь в крови людской! А Бог не слышит! А этот злодей всё преуспевает! Кто-то ведь, может, даже и отвернулся от Бога, сказав: «Я больше не буду к тебе, Господи, обращаться, Ты несправедлив в этой жизни».

А у Бога – Свои планы. И Он вёл разбойника до Креста. Чтобы человек встретился с Богом. И вот эта встреча-то – она ведь тоже состоялась не в церкви, а на месте казни. И совсем немного времени хватило для того, чтобы злодей, черствый, с сожженной совестью человек, вдруг переменился. И поддержал Христа именно в тот момент, когда рядом с Ним никого не было, – поддержал публично, словом.

Жены-мироносицы стояли внизу – их не слышно. И тут разбойник со своего креста, как с трибуны, провозгласил, что этот Человек ни одного зла не сотвори.

Мы с тобой достойно по делам нашим приемлем, Он же ни единого зла сотворил – разбойник публично признал, что среди нас, злодеев, есть один Безгрешный Человек.

И когда он признал себя грешным, а Христа – безгрешным, то у него полностью открылось сердце. Благодать коснулась его, и он назвал Христа Богом при всех – Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Что же может быть выше этого?

Мы часто не знаем, почему Господь нас не слышит. Мы говорим – Господи, вот этого порази, того порази! Иоанн Кронштадтский – мы читаем его «Дневники», – как он просил: «Господи, да порази же Ты этого! Он столько зла творит стране! » Иоанн Кронштадтский был горячим. А Господь терпел. Должно быть долготерпение.

Но долготерпение у народа часто ассоциируется с бездеятельностью. Люди, как сказал один архиепископ, часто доброту воспринимают как слабость, а долготерпение – как бездействие.

Долготерпение – это когда человек молится за другого, пытается что-то исправить, но не пересекает границы, за которой начинается личное осуждение и неприязнь. И тем более не выливает это на другого, потому что это не встряхнет человека и не вразумит его. Не исправит.

Владыка совершает богослужение в Свято-Никольском храме в селе Сура, на родине св. пр. Иоанна Кронштадтского. Июль, 2012 – Владыка, вот вы говорили о важности встречи со священником для человека, находящегося вне Церкви. А ведь есть места, где такая встреча невозможна – например, в глухих деревнях, где на сто километров ни одного храма, зато три раза в неделю приезжает автолавка и привозить водку «с доставкой на дом». И страшно пьют в таких деревнях. – Там, где есть храмы, еще идет какая-то борьба: кто-то пьет, а кто-то – нет, кто-то – меньше, а кто-то пьет, но потом сокрушается…Там, где в селе есть храм, люди прибиваются к нему, и начинается жизнь. А там, где вообще храмов нет, царит полная безнадега: у людей нет сил бороться с грехом – вот что я заметил по Северу.

Я думал об этом. Должны быть миссионерские выезды, группы активных мирян. Священнослужители всего объять не могут. К примеру, группа из нескольких человек, включая священнослужителя и врача, – ведь и душа, и тело страдают, – отправляется по деревням, беседуют, помогают людям.

Можно – и считаю, нужно – сделать это с помощью государства: это проект уже не церковный, масштаб слишком велик, – он должен быть совместным.

Во время визита архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в Суру и Верколу. Август 2012 – А что вы можете сказать про проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»? – Очень хороший проект. Мы часто живем около красоты и ее не видим. И вдруг приезжают в деревню люди и говорят жителям: «Да у вас тут такая жемчужина! Здесь же ваши отцы молились, деды, прадеды! » И люди начинают проникаться. Помогают возрождать храм. Включаются в это. И там, где включаются, жизнь налаживается, становится лучше.

Ведь в Церкви есть все необходимое для того, чтобы человек исцелил свою душу. Когда идет война, противника нужно вывести из себя, чтобы он потерял равновесие. Что сейчас и происходит. Человек теряет равновесие. А мир можно получить только в одном месте – другого нет. «Мир вам! » – говорил Христос, когда являлся ученикам.

Вот этот мир Христов – он способен остановить буйство страстей. Церковь для того и создана, чтобы лечить, исцелять, возрождать, погашать эти страсти. Их же столько – нас просто разрывает. А человек часто даже не хочет себе в этом признаться. Не понимает, что с ним происходит. Часто бывает просто игрушкой в руках дьявола.

Если человек будет бороться, – трудиться, молиться, стараться быть хорошим гражданином своего Отечества, хорошим отцом семейства, другом, – у него все станет на свои места. Ведь обустраивание начинается не с государства, а со своей души. С себя. Со своей семьи. Со своих детей. Главное – понять это.

Когда я нес послушание на Сахалине, к нам на острова раз в год приезжали прекрасные люди – доктора, в том числе и узкие специалисты. Медицинский десант. Сколько же людей они спасли от смерти! У них не было при себе всей необходимой аппаратуры, но они, обладая опытом и открытым сердцем, с утра до вечера вели прием и по его результатам разъясняли пришедшим: если у вас будут такие-то симптомы, то бросайте все, срочно езжайте на материк и идите к врачу.

Потому что болезнь можно остановить, если вовремя обратиться к специалисту. А можно довести до такого состояния, когда уже никто помочь не сможет.

Нечто подобное мы наблюдаем и в духовной жизни. Людям нужно рассказывать о том, что с ними происходит, – и посылать в деревни миссионерские десанты. Пускай в первый год нас не услышат в селе. Пусть на следующий год не услышат. На пятый год – услышат. Или на десятый.

Человек всю жизнь исполняет всё, что положено, – и мог бы уже сказать: «Я прожил жизнь и об этом молиться больше не буду, –видно, нет мне воли Божией». А они молились до конца.

А мы хотим получить все сразу. У нас же общество потребления, – «освоить английский язык за 15 уроков».

3 ноября 2012, 12: 30 Светлане: " Не интересно. Это и будет отталкивать - нравоучения. " Помоги Вам, Господи, Фотиния! Спасибо ОГРОМНОЕ за ДУШЕВНОЕ интервью, Батюшка. Родилась в Архангельской области ( Вельский р-он д. Шоноша ) , в младенчестве увезли в Самару. Про свою малую Родину стала часто думать и так радостно, что там есть такие светлые Души, как Ваша и православные братья и сестры! Помоги, Господи ВСЕМ заблудшим и страждущим!!! Помяни Души усопших православных христиан... С наступающим праздником прославления Казанской иконы Божьей матери, Мир ВСЕМ! Единства, любви и добра!!! Наталья 2 ноября 2012, 20: 52 Большое спасибо! Спаси Вас Господь. Жизнеутверждающее интервью. Ирина 2 ноября 2012, 19: 14 Вот и меня просветили, много нашла ответов для себя, как будто родниковой воды напилась спаси Вас Господи и всех тех кого Вы встречаете и просвещаете р. Б. Татиана 2 ноября 2012, 17: 14 Слава Богу за все! Татьяна 1 ноября 2012, 19: 00 Низкий поклон Вам, владыко! Наталья 1 ноября 2012, 17: 46 Читаешь и на душе как-то легко становится! Слава Богу!!! Владимир 1 ноября 2012, 17: 08 Слава Богу! Слова Митрополита Даниила вселяют огромный заряд надежды и любви, жизнелюбия!!! Спасибо Владыке! Светлана 1 ноября 2012, 15: 58 Не интересно. Это и будет отталкивать - нравоучения. Наталия 31 октября 2012, 19: 42 Помоги Вам Господи! Спасибо за всеБ что вы делаете и говорите! Наталья 31 октября 2012, 17: 09 Спаси Вас Господи! М 31 октября 2012, 15: 47 Спаси ХРИСТОС! Ирина 31 октября 2012, 15: 39 Слава Богу за все! Спасибо за интервью! р. Б. Борис 31 октября 2012, 14: 45 Помоги нам всем, Господи, и укрепи нас в вере! Русь Святая, храни Веру Православную! Л. Д. Гаркотин 31 октября 2012, 12: 00 Мне посчастливилось встретиться с митрополитом Даниилом вне Храма, а на встречах с такими же как я, простыми неравнодушными людьми. занимающимися восстановлением деревянных Храмов Севера. Владыко благословил меня и детей моих на начало работ по восстановлению Часовни Святого Великомученика Пантелеимона в деревне Скомовская, Вельского района. И я почувствовал, при краткой беседе с ним, великую силу доброты, заботы и любви, которая исходила от этого человека. Он читал и помнил мой рассказ о Часовне, с искренним интересом поинтересовался о том, как сложилась судьба семьи нашей и живы ли остались дети, о которых шла речь в рассказе. Когда я ответил, что все сложилось хорошо И у детей тех военных растут внуки правнуки, Владыко, с явным облегчением произнес: " Ну вот и управил Господь все хорошо. " и улыбнулся доброй и счастливой улыбкой. Он умеет расположить к себе человека, подбодрить словом добрым и нужным, вселить в душу человека надежду и веру в заступничество и помощь Божью. Удачи Вам, уважаемый Владыко, доброго и долгого служения Господу Богу и людям добрым. По молитвам Вашим и по милости Божьей, все вместе, возродим мы Храмы Северные, а с ними и надежду на светлое будущее. Восстановим разрушенный фундамент жизни нашей-ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ. Спасибо Вам и низкий поклон. С уважением Л. Д. Гаркотин.

Денисова Любовь Аркадьевна 31 октября 2012, 11: 29 Слава Богу за все! Хорошо, что в наше непростое время есть пастыри, которые действительно являются пастырями православия русского народа, которые не гнушаются простого народа, болеют душой за каждую потерянную овцу. Жаль, что таких пастырей мало на нашей Русской земле-Матушке. У нас стоят восстановленные храмы и церкви, а служить некому, батюшек не хватает. Как говорится, что заслужили, то и получили, отказались в свое время от Бога, сейчас потерянное возрождать придется десятилетиями, если не сотнями лет. Слава Богу за все, что скорбями и болезнями, Господь нас призывает к себе. Слава Богу за все! Наталья 31 октября 2012, 10: 51 спасибо за прекрасное интервью!


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Мощи святого Силуана Афонского доставлены в Москву(+Фото) / Православие.Ru | В руки, Твои, Господи… / Православие.Ru | Благодарственный молебен на вершине горы Тотур: Выше радуги и вертолета (ВИДЕО) / Православие.Ru | Рождественские вертепы / Православие.Ru | Хождение на Иордань / Православие.Ru | Легкие всадники / Православие.Ru | Кавказ, о котором забыли / Православие.Ru | «Ангелу твоему – злат венец» / Православие.Ru | Епископ Ириней: «Любить Бога и грешника и ненавидеть грех» / Православие.Ru | Протоиерей Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией» / Православие.Ru | Через страдания к победе / Православие.Ru | «Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий / Православие.Ru | «Великий поступок она совершила, геройский» / Православие.Ru | «Спасайся на горе» / Православие.Ru | «Мы лишь соработники у Бога» / Православие.Ru | Исповедь разбойника / Православие.Ru | Способ радоваться / Православие.Ru | «Препоясать чресла наши правдой» / Православие.Ru | Сила Афона / Православие.Ru | «Любить свою Родину – значит быть готовым стать у ее рубежей» / Православие.Ru | «Мама-матушка» / Православие.Ru | Нужен подвиг / Православие.Ru | «Дай кровь и прими Дух. О комфорте нигде не сказано» / Православие.Ru | Боевые задачи в мирное время: о Церкви и современной культуре / Православие.Ru | Митрополит Даниил: «Христианин – всегда оптимист. Потому что знает: над нами Господь» / ... | Черногория на пути к НАТО-благоденствию / Православие.Ru | Побеждать зло добром / Православие.Ru | Освящение Русской Арктики / Православие.Ru | «Формулировка “всякое сожительство без регистрации есть блуд”, на мой взгляд, некорректна» / ... | Братство, служение и жизнь мимо денег / Православие.Ru | Мы не ценим того, что нам дано Богом / Православие.Ru | Наша Маша / Православие.Ru | Идея, что «мы промолчим, и само рассосется», – неправильная / Православие.Ru | Старцы – об абортах / Православие.Ru | «Мы должны быть благодарны тем, кто воевал и победил» / Православие.Ru | «Я не скорблю: мой сын – мученик за Христа» / Православие.Ru | «Я вечный Твой должник» / Православие.Ru | 2013-й глазами новостного редактора / Православие.Ru |
Митрополит Даниил: «Христианин – всегда оптимист. ...
... Митрополит Даниил: «Христианин всегда оптимист. Потому что знает: над нами Господь» Анастасия Рахлина Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил рассказал нам о правильных отношениях людей Церкви и общества, о том, что отвечать, когда осуждают священников, о современной миссии, долготерпении и о том, что нужно сделать, чтобы в деревнях перестали пить. Митрополит Даниил, Архангельский и Холмогорский. Фото здесь и далее: пресс-служба Архангельской и Холмогорской епархии Владыка так детально объясняет, как проехать – из последнего вагона направо, потом еще раз направо, в переходе налево – что всю дорогу в голове вертится вопрос: неужели митрополит Архангельский и Холмогорский ездит по Москве на метро? Подойдя к указанному дому, еще раз, как и было велено, перезваниваю владыке. «Я вас вижу! » – радостно восклицает голос в трубке. Задираю голову – из освещенного окна энергично машет рукой высокая фигура в черном. Когда разговариваешь с ним даже по телефону, кажется, что наконец обрел очень близкого родственника, с которым почему-то долгие годы был в разлуке. Про владыку Даниила говорят, что он – очень простой, что любой священник его огромной митрополии может в ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Митрополит Даниил: «Христианин – всегда оптимист. Потому что знает: над нами Господь» / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"