Источник текста

Ивантеевка|Церковь Смоленской иконы Божией Матери


Статью добавил (а) : Екатерина, 1 февраля 2011 Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Приписные храмы: храм свт. Луки Симферопольского; храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; храм вмч. Георгия Победоносца; крестильный храм Предтечи Иоанна; часовня мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери расположена в историческом центре города, образовавшегося от слияния старинных поселений Вантеево, Копнино и Новоселки. Первый деревянный храм был построен в 1748 г. П. В. Евреиновой в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Через полвека храм обветшал, и жена владельца полотняных и бумажных фабрик коллежская асессорша Е. О. Баташова решила построить рядом со старой новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Строительство храма по проекту А. Н. Бакарева, ученика М. Ф. Казакова, шло пять лет и завершилось в 1808 г. Краснокирпичное здание с богатым белокаменным убранством — образец романтического направления в архитектуре классицизма.

В 1938 г. храм Всемилостивого Спаса закрыли. Много лет он использовался под склад. Кладбище при храме уничтожили. В 1970-х гг. храм отреставрировали для Городского историко-краеведческого музея. В 1989 г. в стенах храма впервые был отслужен водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. До закрытия в храме находился особо чтимый Смоленский образ Пресвятой Богородицы. Во дворе храма в 1992 г. построили приходской дом с храмом-крестильней во имя святого Иоанна Крестителя. К храму Смоленской иконы Божией Матери в Ивантеевке приписан храм святого великомученика Георгия Победоносца в поселке Заозерный. Статью добавил (а) : Анонимный участник, 14 марта 2015 Церковь Смоленская является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20. 02. 1995 г. № 176) . В храме особо почитаются: образ Смоленской иконы Божией Матери и местночтимая икона свт. Николая Угодника. Также в церкви хранятся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

Статью добавил (а) : Алексей Кротов, 18 сентября 2017 Первое документальное свидетельство о деревне Вантеево относится к 1576 году - в те времена она принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Потом ею владели московские патриархи, а в ХVIII и ХIХ веках Вантеево переходило из рук в руки в среде купцов и богатых промышленников, развивавших здесь фабричное производство. Одна из очередных владелиц, вдова купца Евреинова, по имени Прасковья Васильевна, решила в память о муже построить в деревне храм. В Вантеево давно уже был молельный дом, а церкви не было, крестьяне ходили к литургии в соседнюю деревню Пушкино. Получив согласие на строительство церкви у властей, Прасковья Васильевна неожиданно встретила сопротивление со стороны священника из Пушкино от отца Кирсана - он считал, что появление собственной церкви у вантеевских крестьян лишит его значительного источника дохода. Вдова, как могла, постаралась убедить священника, что его доход не пострадает, что в Вантеево собираются только служить, а совершать требы крестьяне по-прежнему будут в Пушкино. Отец Кирсан сдался, и в 1756 году в Вантеево был построен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

В конце ХVIII столетия Вантеево перешло к купцам Баташёвым, которые владели заводами во многих российских губерниях. Деревянный храм к этому времени почти разрушился, и Баташёвы задумали построить новый, каменный, благо средства позволяли. Елизавета Осиповна Баташёва получила в Москве у церковных властей разрешение на строительство и тут же закаказала проект храма архитектору Бакареву. Александр Никитич Бакарев был учеником самых знаменитых московских архитекторов - Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова. Бакарев сам курировал строительство церкви, которое началось в 1803 году с торжественного освящения закладного камня, а закончилось спустя пять лет, в 1808 году, освящением храма во имя Всемилостивого Спаса. Престольный праздник, который в народе называют первым, или медовым Спасом, приходился на 1 августа.

Храм соединялся с двухъярусной колокольней, увенчанной каменным шпилем. Стены были выполнены из красного кирпича и белого камня, что придало церкви нарядный, праздничный вид. Снаружи она казалась небольшой, однако внутри недостатка пространства не ощущалось. Зодчий спроектировал даже хоры - не только для певчих, но и для знатных прихожан, не желавших стоять внизу вместе со всеми. Полы в храме были обустроены при помощи чугунных половых плит, которые выплавили на одном из заводов Баташёвых. Внизу, под центральной частью храма, в специальном подвальном помещении находились духовые печи для обогрева. Основными прихожанами храма были крепостные крестьяне, работавшие на фабрике Баташёвых, и привезённые с той же целью из других мест рабочие. Вновь прибывшие селились поближе к храму, и постепенно вокруг него вырастало всё больше изб и домов. Так Спасская церковь стала центром будущего рабочего посёлка, а затем и города. К началу ХХ века Спасская церковь стала центром духовной жизни всего уезда. Население Вантеевки и её окрестностей за это время сильно увеличилось благодаря росту прмышленности: количество рабочих и крестьян вместе с семьями достигло нескольких тысяч человек.

Небольшой храм с трудом вмещал верующих. Начались разговоры о возможном расширении храма путём пристройки к нему двух боковых приделов. Если бы этот план был воплощён, площадь храма увеличилась бы в два раза, и он смог бы вмещать 2300 человек. Пока чертежи рассматривались и утверждались в Московской духовной консистории и строительном отделении губернского правления, прошло время. Наконец положительное решение было получено - в январе 1917 года. Планам не суждено было воплотиться - произошедшая через месяц Февральская революция, а за ней и Октябрьская, перевернула весь уклад мирной деревенской жизни. Началась новая, наиболее печальная глава в истории вантеевской церкви.

В декабре 1921 года Центральный исполнительный комитет издал постановление " О изъятии церковных ценностей " , а спустя два месяца - аналогичный декрет. Согласно новым указам, вся церковная утварь, все богослужебные предметы, многие из которых были золотыми или позолоченными, все ризы, украшенные драгоценными камнями, должны быть отняты в фонд помощи голодающим. На самом деле церковные реликвии отправлялись в Гохран, где скопилось ценностей на два с половиной миллиарда рублей, из которых только один миллион был потрачен на закупку продовольствия для голодающих - остальные деньги предназначались " на мировую революцию " . Не миновала горькая участь и Ивантеевку (именно это название укрепилось за селом после революции) . 6 мая 1922 года в Спасскую церковь во время литургии ворвались красноармейцы и принялись " проводить изъятие ценностей " , отвечая ударами на возражения прихожан. Священник отец Виктор Горитовский пытался заступиться за церковное имущество, был сразу же арестован, а через несколько дней расстрелян. Невинно убиенного священника похоронили у стен храма, и его могила оказалась последним захоронением на церковном кладбище - через несколько лет оно было стёрто с лица земли.

В 1938 году рабочий посёлок Ивантеевка получил статус города. В эти годы церковь ещё худо-бедно действовала, хотя полноценной приходскую жизнь можно было назвать с трудом. Верующие находились под неусыпным надзором властей. Для того чтобы получить разрешение собираться в своём родном храме, надо было подать заявление с подробным перечнем всех участников общины, имени, возраста, адреса и занятий каждого, и подписать официальное соглашение с властями о праве пользования храмом. В Великий пост 1938 года Спасская, или как часто называли её в народе Смоленская церковь в Ивантеевке была закрыта окончательно. Кресты и колокола сброшены, остатки церковного имущества сложены в подвале, а затем расхищены. Тогда же пропала и местночтимая икона Божией Матери " Смоленская " , благодаря которой церковь получила своё второе название. Храм попытались переоборудовать под пионерский клуб - закрасили настенную роспись, повесили плакаты, поставили скамейки, на месте алтаря устроили сцену. На колокольне развевался красный флаг.

Во время Великой Отечественной войны здание церкви приспособили под склад, а на колокольне устроили пункт противовоздушной обороны. Но, к сожалению, в последующее мирное время церковь пострадала гораздо больше, чем в военные годы. Прекрасное здание постепенно разрушалось, а на месте бывшего кладбища рядом с церковью устроили летнюю эстраду, на которой играл оркестр, тут же кружились пары, по соседству разровняли землю и устроили футбольную и волейбольную площадки, у самых церковных стен поставили тир... В 1960-е годы храм чуть не снесли, считая, что его разрушающиеся стены угрожают безопасности местных жителей. Лишь силами беззаветных энтузиастов, любителей и знатоков старины, удалось отстоять храм и после десятилетней бюрократической волокиты добиться его реставрации в 1970-е годы. К Олимпиаде в 1980 году храм тоже подновили снаружи, но внутри царили разорение и запустение. Наконец, в 1989 году представители местной администрации согласились на встречу с жителями города, в ходе которой стало известно, что решение о возвращении церкви верующим вроде бы принято, но в то же время ни ключей от храма, ни каких-либо полномочий они получить не могут. 10 августа (28 июля по ст. стилю) , в день Смоленской иконы Божией Матери, люди собрались на площади перед храмом и молились со слезами на глазах. А через месяц в Ивантеевку приехал вновь назначенный священник, отец Иоанн Монаршек. Разобравшись в ситуации, он дал благословение на то, чтобы сбить замок с дверей храма и войти внутрь без содействия городских властей.

Дальше рассказывает участница событий Таисия Афанасьевна Марковская: " Открыли мы дверь в храм и что увидели! На половине пола кое-где синяя с голубыми плитка, на другой половине - песок. Доски уложены до потолка. На окнах стёкол нет - забиты листами железа. Фрески сохранились только под куполом, остальные смыли, соскребли. В алтаре грязь и мусор. Увидели мы всё это и начали убирать " . Желание поскорее восстановить свой храм и горячая молитва придавала людям силы. Буквально за сутки им удалось привести церковь в порядок. 21 сентября, в праздник Рождества Богородицы, во вновь обретённой церкви была отслужена первая после полувекового перерыва литургия! А вскоре митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий заново освятил храм после многих лет поругания.

Спасская (Смоленская) церковь выполнена в стиле классицизма с элементами псевдоготики - подобное сочетание было характерно для работ её создателя, арзитектора Алексея Никитича Бакарева. Насыщенность и разнообразие декоративно-художественных элементов придают зданию церкви праздничный вид, а чёткая геометрия форм подчёркивает его строгую торжественность. В плане храм имеет форму креста. Храмовые окна относятся к нескольким разным типам. Наиболее легко узнаются стрельчатые, состоящие из двух дуг и напоминающие о готических образцах. Окна с трёхлопастными арками образованы тремя полукружностями, которые зеркально повторяют друг друга. Храм завершён низкой ротондой и куполом с люкарнами, то есть окнами в верхней части здания, расположенными в одной плоскости с фасадом. Наряду с готическими мотивами архитектор использовал основные элементы классицизма - порталы и полуколонны коринфского ордера. Здесь мы видим тонкие колонны коринфского ордера с изящными капителями и почти полное отсутствие портика. А теперь посмотрим на элементы декора... Дентикулы, или как их иначе называют сухарики, - это небольшие прямоугольные выступы, расположенные в виде орнамента на карнизе здания. Они могут служить в качестве декора или подчёркивать определённую часть здания - шатёр, фронтон, окно, арку. " Сухарики " Смоленского храма особенно привлекают к себе внимание за счёт цветового контраста - белый камень ярко выделяется на фоне красного кирпича. Также в декоре Смоленского храма представлены в основном стрельчатые арки, одна из них в данном случае выступает в качестве обрамления для иконы.

В 1992 году во дворе Смоленской церкви были построены крестильный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и административный корпус, в котором разместилась воскресная школа для детей и взрослых. В 2007 году неподалёку от церкви был открыт памятник святителю Николаю, особенно почитаемому на Руси. Каждое воскресенье рядом с ним служится водосвятный молебен с акафистом угоднику Божию.

Добавить статью или комментарий Текст статьи Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Ивантеевка|Церковь Смоленской иконы Божией Матери |
Нижний Новгород|Церковь Смоленской иконы Божией ... ... добавил (а) : JuNe, 29 октября 2006 Усадебная Церковь Смоленской Иконы Божией Матери (Гордеевская по имени деревни Гордеевка) была построена в стиле русского барокко в 1697 году в поместье Г. Строганова. Значительно позднее (1908 г.) рядом с церковью был построен Владимирский собор. Большая глава Смоленской церкви покрыта железом, малые главы церкви и глава колокольни крыты поливной черепицей. Фронтоны и колонны богато украшены белокаменной резьбой. Строительство начато по указу графа Григория Дмитриевича Строганова в 1680-х годах в Гордеевке. 22 декабря 1694 года был освящен придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, 25 июля 1697 года – главный престол в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Помещение церкви невелико, поскольку оно было рассчитано на семью купца Григория Дмитриевича Строганова и людей, живших в усадьбе графа. В архитектуре этой церкви своеобразно применен ордер и резной орнамент в духе западноевропейского барокко, что коренным образом отличало ее от храмов середины XVII века. Высокий зал церкви перекрыт сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной световой главе. Столбов, характерных для русских храмов, внутри ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Ивантеевка|Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"