> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Посланник Божий Православие.Ru

  001  002   003
В начало текстаВ конец текста
Одним из немногих, кто трезво понимал, что Византия близится к закату, что великая православная империя скоро исчезнет, был святитель Киприан. Еще он понимал, что надо воспитать новое государство и новый народ, которые будут преемниками великой православной Римской империи. Святитель Киприан был митрополитом не только Москвы и Руси, но и нынешних малороссийских земель, был он и епископом Литовским, а Литва тогда занимала огромные пространства нынешних России, Украины и Литвы. Но святитель Киприан пророчески понимал, что именно Русь – тогда раздробленная, слабая, бесправная под ордынским гнетом, данница грубых монгольских ханов – именно Московская Русь станет вслед за Византией хранительницей на земле истинной веры, истинного богопочитания.

Так вот, несмотря на ужасные и длительные конфликты (не буду сейчас подробно рассказывать о них) , на порой очень неприглядные действия московских властей, на бесчисленные интриги, в том числе и Константинополя, святитель Киприан вновь и вновь, как верный раб в сегодняшней евангельской притче, посланный совершать волю Божию, возвращался в Москву, несмотря на непонимание, жестокость, опасность для жизни или возможного изгнания.

В это время происходят особые события. 1380 год: Мамай идет на Москву, а святитель Киприан, законный Московский епископ, изгнанный, сидит в Литве. Святой князь Димитрий Донской, благословленный преподобным Сергием Радонежским, идет на брань, но промыслом Божиим, благодаря именно святителю Киприану, два литовских князя, ранее бывших близкими Мамаю, – Андрей и Дмитрий приходят на Куликово поле биться не за Мамая, а за обидевшего святителя Киприана великого князя Димитрия Донского, за Москву. А самый могущественный из литовских князей – Ягайло Ольгердович, союзник Мамая и враг Димитрия Донского, странным образом опаздывает на Куликово поле, благодаря чему нашими русскими войсками Мамай был разбит. Несомненно, что и это – дело убеждений, бесед и молитв святителя Киприана, находившегося, как мы уже знаем, тогда в Литве.

После Куликовской битвы сам князь Дмитрий Донской, понимая, какую огромную услугу для Руси оказал святитель, посылает игумена Спасского монастыря к святителю Киприану и просит его вернуться в Москву. И вот этот раб и посланник Божий приходит в Москву и оттуда управляет всей Русской Церковью.

Свт. Киприан у ног Христа Необычайно много святитель Киприан сделал для нашей Церкви. Иконопись расцвела именно при нем: Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев творили именно при нем. Он сам был прекрасным иконописцем. Есть такая удивительная икона – Господь Иисус Христос на престоле, а у ног Его – маленький-маленький святитель Киприан, это он сам написал себя припадающим к Спасителю. Исихазм, умная молитва, умное делание – и это во многом принес святитель Киприан в русские монастыри. Великопостное празднование святителя Григория Паламы, с именем которого неразрывно связано учение исихастов и умное делание, было введено святителем Киприаном. Анафематизмы в неделю Православия также были включены в богослужение основателем нашего монастыря. И, наконец, венец его служения Руси и Русской Православной Церкви, да и всей Вселенской Церкви, потому что он не отделял их друг от друга, – это перенесение по вдохновению Божию Владимирской иконы Божией Матери в Москву. Случилось это в 1395 году, когда Москве и всей Руси угрожало страшное разорение от полчищ непобедимого Тамерлана. Все вы знаете об этих великих событиях.

Напомню, что за десятилетие до нашествия Тамерлана святитель Киприан вновь был изгнан из Москвы. В 1382 году хан Тохтамыш напал на Москву и разорил ее, и снова князь Дмитрий Донской и вся Русь стали данниками татар. Единственным из русских митрополитов, который никогда не ездил в Орду, был святитель Киприан. И поэтому, и во многих других отношениях он был неудобен во вновь сложившийся ситуации. На митрополичий престол был возведен ставленник татар Пимен, а святителя Киприана снова попросили уйти из Москвы. Изгнанный митрополит ушел и вернулся в Москву уже через восемь лет продолжать дело посланничества Божия по собиранию и укреплению Руси, для собирания в Царство Небесное своей паствы – своих неразумных порой духовных детей, о которых он с полным правом вслед за апостолом Павлом мог бы сказать: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! » ( Гал. 4, 19 ) .

Святитель прибыл в Москву – и вовремя! В 1395 году, в час смертельной опасности, молодой князь Василий Дмитриевич, сын умершего к тому времени Дмитрия Донского, и все москвичи уже беспрекословно принимают благословение святителя Киприана и, возложив все упование на Господа, идут во Владимир за чудотворным образом Царицы Небесной.
  001  002   003
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

иоанна кантакузина | собор сербских святителей | киприаном нелидовым | киприаном скрыпициным | киприаном старорусенниковым |
Постоянная ссылка: Посланник Божий Православие.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера