> Дело дня: Помогите ребёнку <

Из церковной жизни православного Востока: I. Евхаристический конгресс ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
После же возвращения в Иерусалим при Саладине православные патриархи поселились, правда, также близ храма Воскресения, но уже к западу, в монастыре св. Феклы, память которого потом осталась лишь в приделе св. равноапостольной первомученицы Феклы в патриархии. Из патриархии можно было выйти к самому куполу храма Воскресения. И только лет 35 тому назад, после посещения святых мест Палестины в Бозе почившем Великим Князем Константином Николаевичем и по его почину отделано было новое, теперешнее большое двухэтажное здание для помещения православной патриархии, находящееся через улицу против старого помещения ее. Православные патриархи таким образом издревле были самыми первыми и главными, так сказать, хозяевами святыни Иерусалима – храма Воскресения и относящихся к нему святых мест, а представители всех других христианских исповеданий в этом отношении всегда занимали второстепенное место и были только гостями в Иерусалиме. Так смотрели на дело, – и очевидно вполне справедливо, – с самого начала и мусульманские завоеватели и обладатели Иерусалима и Палестины, и еще калиф Омар утвердил за православным патриархом Иерусалимским эти права на главное заведывание христианской святыней Иерусалима. Дальнейшие мусульманские владетели также подтверждали эти права, и султан Саладин, по изгнании крестоносцев из Иерусалима и Палестины, восстановил все важнейшие права православной патриархии. При этом знаменитом султане православные греки и арабы пользовались, напр. в отправлении богослужения, гораздо большею свободою, нежели во времена крестоносцев, стеснявших эту свободу под влиянием внушений латинского клира. Затем первый завоеватель Сирии и Палестины из султанов Турецких Селим, посетив Иерусалим и быв почтительно встречен во вратах св. города православным патриархом (Дорофеем II) со всем духовенством, был этим очень доволен, ласково беседовал с патриархом, святителями и старцами Иерусалимской православной церкви и дал от себя ахтинаме («завет благоволения») , коим определялось, чтобы все христианские обители и церкви Иерусалима и Палестины были во власти патриарха и он первенствовал бы во всех духовных обрядах пред прочими исповеданиями, а все православное духовенство изъято было бы от поголовной подати – харача 16. Сын Селима Солиман подтвердил благоприятные православному патриарху и духовенству указы отца своего. Но, к сожалению, еще гораздо раньше оттоманского владычества над Сирией и Палестиной, при Египетских султанах, сначала грузины, как помогавшие последним в их войнах за преобладание и отличавшиеся воинскими доблестями, и копты, как ближайшие подданные тех же султанов, а затем армяне, как сильные своими денежными средствами, с помощью которых они подкупали местные иноверные власти, мало-помалу отнимали ту или другую долю прав православной патриархии на исключительное обладание святыми местами. Со времени же завоевания святой земли крестоносцами латиняне стали считать себя также вправе принимать ближайшее участие в обладании ими. A патриархи православные, со времени изгнания крестоносцев из святой земли, до самой половины XVI века, бывшие по большей части из арабов, которым вообще более, нежели грекам, покровительствовали тогдашние мусульманские обладатели святой земли и которые были малообразованны, по бедности и по непредусмотрительности, довольно легко допускали такое стороннее участие в свои исконные права.

И только с патриарха Германа II (1534–1579) , установившего, чтобы патриархи поставляемы были в Иерусалим лишь из греков по происхождению и притом по указанию предшественника в патриаршестве избираем был преемник ему, установилась строгость и последовательность в стремлении православной Иерусалимской патриархии удержать за собою, по крайней мере, оставшиеся к тому времени (1534 г.) права её на обладание св. местами.

С отстранением арабов от занятия патриаршего престола и частью других, более или менее видных мест в составе иерархии Иерусалимского патриархата, действительно увеличились и средства патриархии, так как греки во множестве стали посещать святую землю, привлекаемые к тому греками же патриархами и святогробцами, которые употребляли всю свою природную изобретательность и все меры к поднятию упавшего было материального благосостояния патриархии, сами нередко отправлялись в более или менее отдаленные православные страны за сбором милостыни, строго следили за получением и употреблением приношений в самой святой земле, заботились об удобствах поклонников, о благолепии самих святых мест и проч. Так напр. патриарх Поликарп (1808–1827) исключительно на средства патриархии возобновил храм Воскресения после страшного пожара 1808 года; патриарх Кирилл II (1845–1872) много положил труда на другие улучшения в святых местах, а еще раньше того патриарх Досифей II (1669–1707) , составитель известной «Истории патриархов Иерусалимских», едва не всю жизнь свою посвятил разнообразным заботам о том, чтобы ни одна пядь святой земли, находившейся в заведывании патриархии, не уступаема была инославным исповеданиям, особенно же латинству, хотя для этого ему приходилось не раз вести борьбу не только на религиозно-церковной почве, но и на политическом поприще 17, и т. д.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

сообщения православного палестинского общества | знак имп палестинского православного общества кон xix нач лицевая оборотная стороны гим | палестинского православного общества | палестинского православного общества православный палестинский сборник | православное палестинское общество |

Источник текста


Постоянная ссылка: Из церковной жизни православного Востока: I. Евхаристический конгресс римских католиков в Иерусалиме - читать, скачать - профессор Иван Николаевич Корсунский
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера