Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 году - ...

  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078   079   080   081
В начало текстаВ конец текста
Мысль изображать спасителя, как Эммануила отрока, и дарить такой образ детям, эта мысль полюбилась мне так, что если бы я был начальник нашей академии художеств, то дал бы задачу живописцам изобразить божественно-отроческий лик того, о котором Исайя вещал: Отроча родися нам Сын … Эммануил, с нами Бог. – Небольшая икона св. Иоанна Богослова. В 5½ вершков, вся составленная из воскомастичной мозаики, весьма замечательна. На ней искусно подобраны и по рисунку соединены мельчайшие, тончайшие, разноцветные, а больше позлащённые столбцы воскомастичные для изображения лика Богослова. Над ним видно знамение второго пришествия Христова, называемое Греками ΠΑΡΟΥΣΙΑ, то есть престол с крестом: а на серебряных рамочках мелкой и узорчатой работы помещены девять образков, написанных на эмали, именно: Иоанн Предтеча, Иоанн Златоустый, Иоанн Колов, Иоанн Бессребреник, Иоанн Милостивый, Иоанн Постник, Иоанн Дамаскин и родители предтечи Захария и Елизавета. Сам же Иоанн Богослов изображён так: он держит писчую трость и евангелие со словами, Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος – В начале бе Слово; старческое чело у него открыто и возвышенно; нос толст и широк; указательный перст приставлен к устам в знамение того, что Бог Слово рождается от Отца, как наше слово, исходящее из наших уст, рождается от нашего ума. Фон иконы, лицо Евагелиста, венец и одежда, всё это сделано из позлащённой мозаики. Общий отсвет её – золотистый, но уже потускневший от давности времени. – Хороши и ценны и следующие вещи: Церковно-славянское евангелие из России такой громадной величины, что два иеродиакона едва выносят его в минуты малого выхода четыре раза в год, серебряная ладанница в виде пятиглавой церкви превосходной работы, серебряное блюдо для благословения хлебов, и язык дракона, оправленный в серебро.

Из Литийного предела соборной церкви входят направо в придел святителя Христова Николая, а налево, в придел святых сорока мучеников. Оба они помещены в западной части церкви за боковыми линиями её, так, что примыкают к ней только одной стеной, первый северной, а второй южной, остовы же их стоят буквально у боковых линий собора. Такая постановка приделов в таких местах весьма разумна. В обоих их, смотря по надобности можно совершать богослужение в то самое время, когда в главной церкви служится литургия или утреня, или вечерня. При затворённых дверях и при тихом пении ни священнослужащие, ни предстоящие, во всех трёх храмах не будут мешать друг другу. – Никольский придел очень хорош. Светлый купол его покоится на четырёх колоннах, иссечённых из отличного зелёного мрамора, имеющего белые крапины. За деревянным иконостасом, который соорудил какой-то Игнатий в 1770 году, скрыт древнейший Дистилон с четырьмя колоннами и с тумбами из белого мрамора. Посреди придела висят паникадило и хорос, оба светло-бронзовые, а перед иконами несколько серебряных лампад, из которых три неугасимы. – В приделе сорока мучеников купол поддерживается четырьмя прекрасными бело-розовыми колоннами, «зело чистой работы и зело драгия», по словам Барского. Такие же четыре колонны служат украшением Дистилона, скрытого за деревянным иконостасом. А в этом иконостасе достопримечательны две старые, местные иконы Сына Божия и Его пречистой матери.

Описываю их подробно: Ширина первой иконы пять четвертей, а вышина почти вдвое. На фоне её у главы Спасителя крупно написано: іс҃. хс҃. ΥΙΟΣ ΘΥ: то есть, Иисус Христос сын Божий: А на прекрасном венце, вычеканенном из серебра с золотыми мелкотравчатыми цветочками и голубой эмалью читается надпись: διὰ συνδορομῆς καὶ ἐξόδου Ἀνθήμου ἱερομονάχου. АХП: содействием и иждивением Анфима иеромонаха. 1680 г. – Волосы у Спасителя, тёмно-орехового цвета, пущены по левому плечу; лицо оливкового цвета сурово, но очень выразительно и величественно; нос прям; губы полны и написаны отчётливо; усы книзу; в устах много сладости; яблоко бороды без волосков; борода мала и клиновата; на шее у правого плеча видна язвина; будто кровь выступила, когда какой-то Турок (после 1821 г.) проколол её чем-то; Спаситель десницей благословляет именословно, а шуйцею держит переплетённое Евангелие, закрытое и застёгнутое; персты его длинны; срачица на нём багряного цвета, а хитон – синий с отливом слабо зеленоватым. Таких икон не мало я видел в России. В Афоно-Иверском монастыре есть подобная ей, Московского письма. Посему я не верю, что описанная мной икона дарована Лавре строителем её Никифором Фокой, не верю тем поваднее, что и Макарий Кидониец в своём Проскинитарии, 1772 года, назвал её величайшей и древнейшей, и только! Скорее можно полагать, что она около 1680 года написана была в Москве наилучшим придворным живописцем, и оттуда перевезена в Лавру. – Старше её – местный образ Богоматери Икономиссы. Он широк и высок, и написан так: Богоматерь сидит на троне с Божественным Младенцем, над которым парят два ангела. Правая ручка её простёрта к написанному подле неё Самосскому архиерею Мартирию, построившему левый придел лаврского Собора в 1578 году: к нему же и обращено лицо её. А на левой стороне изображён св.
  061   062   063   064   065   066   067   068   069   070  071   072   073   074   075   076   077   078   079   080   081
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

житие иакова барадея сборника житий святых 688 lond brit lib add 146 fol 117 | 1903 году состоялось прославление преподобного серафима саровского через лет после его кончины июля день рождения святого великим торжеством были открыты его мощи помещены приготовленную раку долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исце | икона божией матери благодатное небо молятся наставлении путь ведущий спасению наследию царствия небеснаго день празднования марта | епископ домодедовский иоанн возглавил богослужение день престольного праздника одного приделов храма архангела михаила чуда его хонех былове | притча богатом юноше миниатюра карсского евангелия мон-рь иакова иерусалим 2556 330 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 году - читать, скачать - епископ Порфирий (Успенский)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера