Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 году - ...

  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033
В начало текстаВ конец текста
За этим мостом пролегает уже ровная деланая дорога по самой окраине горного перевесища, которое тут походит на полуостров, омываемый спереди помянутым потоком, а сзади морем. Обонпол потока виден каменный водопровод Иверской обители, издалека несущий ей хорошую воду. Там же к горе прислонен мрачный приют прокажённых. Ни их самих, ни помещения их не видать, потому что оно обнесено высокими стенами. Откуда приходят сюда эти прокажённые? Не знаю: не расспросил. А человеколюбивое внимание к ним Афоно-Иверских монахов похвально: самоотвержение же здорового приставника к ним выше всех похвал.

По всему этому пути ехал я более часа, потому что не торопился. Наконец предстала предо мной древняя обитель Иверская. Перед северными воротами её у большого каменного струйника я спустился с мула своего, и с благоговением вошёл в эту обитель, предводимый высланным встретить меня монахом.

Иду медленно по двору св. обители, устланному камнями и камешками, смотрю в оба. В середине её стоит древний собор, перед ним с запада огромная братская трапеза с пристроенной к ней колокольней, и перед ними водосвятный фиал, вроде сквозной ротонды с куполом, покоящимся на колоннах самой тяжёлой и неуклюжей работы. А на всех четырёх сторонах обители, составляющих удлинённый параллелограмм, высятся двухъярусные кельи, инде с открытыми галереями перед ними. На южной стороне взгромождена высокая башня с прилегающей к ней многоугольной бойницей, которую Греки называют Промахон. Эта бойница вдаётся внутрь монастырского двора, а за ограду его не выступает. Значит, она поставлена таким образом, как последняя защита от неприятеля, уже вторгшегося внутрь монастыря. В нём кроме главного Собора ещё есть две малые церкви: одна у самых ворот обители супротив северной стороны Соборного храма, а другая поодаль от неё к востоку. В первой стоит чудотворная икона Иверской Божьей Матери, а вторая освящена во имя св. Иоанна Предтечи. Во время осмотра обители я не видел ни одной живой души. Все спали, дабы во всю ночь славословить Бога. А я не мог заснуть в отведённой мне келье, к счастью новенькой, опрятной и без насекомых.

За несколько минут до начала всенощного бдения я представился первому Проэстосу обители, отцу Серафиму, а от него ушёл в собор, где и поместился на левой стороне в первом возвышенном стоялище, στασίδι.

Стою тут и смотрю в небо храмового купола, легко покоящихся на четырёх беломраморных колоннах. К стенкам его прикреплены медные длинные пояса, составленные, шириною пальца в четыре. Всех их десять. Из купола они спущены в середину храма, и своими концами соединены с так называемым хоросом, висящим среди церкви. Хорос же есть не что иное как медный широкий обруч, окружностью своей равняющийся окружности купольной шеи, тонкий, составной на шолнерах от края нижнего до верхнего, вершков в пять или шесть со сквозными переплетениями разных узоров и двуглавых двукрылых орлов. На всём верхнем ободе его наставлены восковые нетонкие свечи, а к нижнему ободу в четырёх местах крест-накрест привешены на цепочках стеклянные, круглые, вогнутые сосуды, как бы блюда; и в них горит деревянное масло. Сквозь эти сосуды свет отражается на мраморном полу образуя собой мерцающий кружок. А для гашения в них огня к поплавку прицеплено на тончайшей шёлковой ниточке хрустальное сердечко. Когда кандиловжигатель потянет вниз это сердечко, тогда оно на бок наклонит поплавок, и таким образом затушит светильник. В середину хороса с самого неба купола спущен на цепи многоярусный полиелей (паникадило) , тот самый, который видел наш паломник Барский в 1744 году, и описал так: «Четыредесять шесть свечь на себе имать, и между ними 88 болванцов, стоящих и различно показующих образы натурального движения (человеческие фигуры в разных позах) ; внизу же его висит яблоко (шар) больше главы человеческой, от хрусталя тонко излиянное, имущее знак сребрян». Налюбовавшись Хоросом, как невидалью, я полюбовался и устройством правого и левого полукружия архитектурного креста, где молятся властные и почётные старцы, стоя в красивых стасидиях. Всё в этих двух клиросных хорах изящно и занимательно. Стены под окнами облицованы беломраморными плитами длиной в полторы сажени, а шириной вершков шесть или семь. Над этими плитами вставлены в стену разноцветные изразцы, покрытые глазурью. Окна узорчато сделаны из прозрачного гипса вперемежку с разноцветными стёклами. « Оне, по словам Барского, зело великолепны, хитрым художеством сочинены, и светят внутрь ». К стенам вышеназванных хоров, или полукружий, приставлены мраморные колонны. Из них особенно замечательны те, кои водружены на краях этих полукружий. Они иссечены из тёмно-зелёного мрамора, усыпанного как бы снежинками (χιόνεσσιν ὀλίγκιον) .
  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

житие иакова барадея сборника житий святых 688 lond brit lib add 146 fol 117 | 1903 году состоялось прославление преподобного серафима саровского через лет после его кончины июля день рождения святого великим торжеством были открыты его мощи помещены приготовленную раку долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исце | икона божией матери благодатное небо молятся наставлении путь ведущий спасению наследию царствия небеснаго день празднования марта | епископ домодедовский иоанн возглавил богослужение день престольного праздника одного приделов храма архангела михаила чуда его хонех былове | притча богатом юноше миниатюра карсского евангелия мон-рь иакова иерусалим 2556 330 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 году - читать, скачать - епископ Порфирий (Успенский)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера