Догматическое учение Святого Григория Богослова, Часть 1 - читать, ... |
Таким образом, если Отец – Лицо божественное, то таковыми же должны быть и Сын, и Дух Святой. И само имя «Отец» уже указывает на отношение к Сыну: в каком смысле один называется Отцом, в том самом и другой называется Сыном. Поэтому – заключает св. Григорий – мы можем смело воскликнуть: «не солгу Тебе, безначальный Отец; не солгу Тебе, единородный Сын; не солгу Тебе, Дух Святой! Знаю, кого я исповедал» 622. Унижать или отделять одно (Лицо) от трех – значит унижать и исповедание, и возрождение, и обожение, и надежду (на вечную жизнь) . К этому ведет нас великая тайна; к этому ведет вера в Отца и Сына и Св. Духа и в общее имя; к этому ведут возрождение, отречение от безбожия и исповедание Божества; ибо это последнее (т. е. Божество) – Их, общее имя» 623. Эти мысли не раз повторяет св. Григорий и в других местах своих творений, варьируя посредством различных риторических фигур. Так, в одном месте он восклицает: «о, жалкое мое просвещение, если я после омовения (т. е. крещения) снова стал нечистым, если я вижу, что неочищенные светлее меня, если я стал игрушкой зловерия крестившего, если я ищу лучшего духа и не нахожу! Дай мне другую купель, и потом будь худого мнения о первой. Зачем завидуешь мне в совершенном возрождении? Зачем делаешь меня жилищем твари, когда я стал храмом Духа, как Бога? Зачем одному у меня воздаешь честь, а другое бесчестишь, нечестиво рассуждая о Боге, чтобы отнять у меня благодать, или – лучше сказать – меня самого отнять у благодати? Нет, новый богослов, или все почитай, или все бесчести, чтобы, при твоем нечестии, тебе быть хотя последовательным и не рассуждать о природе бестелесной неодинаково» 624. Другие библейские свидетельства о Св. Троице приводятся у св. Григория, как и у других отцов, при раскрытии и изложении учения о каждом Лице Св. Троицы в отдельности. При этом, между прочим, нельзя не отметить того обстоятельства, что св. отцы не пользовались в этом случае тем ясным свидетельством, какое находится в первом послании св. Иоанна Богослова ( 5: 7 ) : трие суть свидетельствующие на небеси: Отец, Слово и Св. Дух: и cиu три едино суть 625. Св. Григорий приводит только слова следующего ( 8-го ) стиха: mpиe суть свидетельствующие, дух, вода, кровь, и – именно по следующему поводу. Еретики (евномиане) возражали православным: «единосущные счисляются, а не единосущные не счисляются (под счислением же разумеется подведение под одно число) ; отсюда необходимо следует заключение, что у нас три бога; между тем как мы свободны от этой опасности, потому что не признаем единосущия Лиц»; при этом они ссылались на библейский способ речи, по которому под один предикат или под одно число подводятся только предметы однородные и единосущные. Св. Назианзин опровергает это возражение указанием на многочисленные места св. Писания, в которых выраженное еретиками правило неприложимо. К числу последних он относит и приведенные слова св. Иоанна Богослова ( 1 посл. 1: 8 ) , говоря при этом: «ужели, по твоему мнению, Иоанн выражается неправильно, когда в соборных посланиях говорит, что » τρεῖς ε ἶ ναι τούς μαρτυροῦντας, τὸ πνεύμα, τὸ ὔ δωρ, τὸ α ἶ μα " ? – во-первых, потому, что осмелился счислять неоднородные вещи, тогда как ты усвояешь это только единосущным (ибо кто скажет, что перечисленные вещи одинаковой сущности?) , а во-вторых, допустил этимологическую ошибку, поставив, вопреки правилам как твоим, так и грамматическим, слово « τρεῖς » в мужском роде, при трех именах среднего рода (τὸ πνεύμα, τὸ ὔ δωρ, τὸ α ἶ μα) ? Но что приличнее для Божества, спрашивает св. Богослов своего противника, употребить ли слово три в мужеском роде, и потом представить одно, одно и одно, или, сказав: один, один и один, обозначить их тремя не в мужском, а в среднем роде? » 626. Но если не так много свидетельств о Св. Троице наш Богослов берет из св. Писания, то вполне достаточное основание и доказательство истинности своего учения он находит в другом источнике христианского богословия – св. Предании; так как в последнем уже совершенно ясно и с величайшей подробностью раскрывается то, что в св. Писании выражено кратко. Между тем авторитет того и другого источника христианского вероучения в глазах св. Григория совершенно одинаков, и веровать в свидетельства одного, по его мнению, необходимо христианину так же, как и в свидетельства другого. Вот почему он в доказательство истинности предлагаемого и защищаемого им учения о Св. |