Святитель Димитрий Ростовский. О царском пути

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Святитель Димитрий Ростовский Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Мк. 1, 3... Глас, воззвавший в пустыне, слышится в городах, проповедуется в церквах и возвещается по всей поднебесной. Он проникает в уши людей великих и малых, старых и юных, богатых и нищих. Повелевает же он, чтобы мы устроили, приготовили путь прямой, которым мог бы прийти к нам Господь и мы к Господу. Поищем же этого прямого пути или, лучше, кривые наши пути поучимся... исправлять в правильные стези, при Господнем содействии ( Мк. 16, 20 ) . ... Когда какому-либо городу... предстоит пришествие царя, то граждане всячески стараются, чтобы путь к ним был хорош. Они приготовляют и исправляют путь: где теснота, там расширяют, где топкое болото, там строят мосты. Они сравнивают возвышения холмов, наполняют глубину долин и все неприятное они превращают в гладкий путь. Когда же приближается царь, они открывают городские ворота, выходят навстречу... радостно принимают, поклоняются и приносят дары.

К нам хочет прийти Господь наш, Бог наш... и является настоятельная необходимость исправить и приготовить Ему путь к нам, ибо много преград на пути нашем. Есть теснота, то есть угнетение нашей совести злой и окаянной нашей жизнью. Есть холмы – гордые помышления, слова и дела, есть дебри отчаяния. А как топко болото нечистот наших? Не один жалуется с Давидом: Я погряз в глубокой тине, и не на чем стать ( Пс. 68, 3 ) . Все стези наши полны препятствий... и, что хуже всего, нет таких врат к нашему сердечному граду, которыми Господь мог бы войти во внутренние наши жилища. Ибо там, где были ворота, там мы создали каменную стену нашего ожесточения и заградили вход Владыке нашему.

Итак, исправим все это и приготовим Господу нашему пришествие к нам... А как следует приготовить... апостол советует: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас ( Еф. 4, 31 ) . От сердца сего (то есть от злой совести, ибо сердце – это дом совести) , от дома сего исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15, 19 ) . От сердца исходят потому, что в сердце рождаются, а где все указанное зло, там тесно для доброй вещи.

Тесно доброму семени быть посреди терния, ибо терние, возросши, подавляет его... Небесное Семя не может поместиться среди терний наших земных похотей. Агнец Божий не может жить среди звериной нашей злобы. Источник чистоты и целомудрия не захочет быть с застаревшими в нас скверными делами и отрясет прах наш от Своих святых ног, говоря: Вот оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23, 38 ) .

Христос в пустыне Итак, необходимо расширить эту тесноту совести. Если это терние греховное, пусть оно будет вырвано исповеданием и сожжено покаянным удовлетворением за грех. Если... застарелые страсти, пусть они будут заморены умерщвлением самого себя, и пусть будет сглажена всякая неровность, ибо добрая совесть и чистое сердце могут вместить в себя без стеснений все неизмеримое величие и пространство неба вместе с Богом, как говорит святой Макарий Египетский: «Сердце – это малый сосуд, но он принимает в себя все вещи: там Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там небесные обители, там сокровища благодати».

Препятствуют Христову пришествию к нам холмы и горы гордых наших помыслов, слов и дел, ибо не приходит смиренный Христос туда, где есть вознесшаяся гордость, согласно словам Писания: Мерзость пред Господом всякий надменный ( Притч. 16, 5 ) , – ибо, по апостолу, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2 Кор. 6, 14-15 ) .

Гордость – это тьма... Гордый человек не знает себя: он считает себя светлым, а на деле он мрачен. Считает себя лучше многих, а на деле он хуже всех. Мнит себя идущим к небу, в то время как он идет к бездне. Как же Христос, Свет наш, может жить с такой слепой тьмою, которая считает себя светом, не будучи им? Христос и на небе не мог жить с велиаром: Он сверг гордого, как же на землю Он придет жить... с гордым человеком?! Какое может быть согласие смиренного Христа с гордым На гордого не сходит дождь и роса благодати Божией, ибо гордостью Христос распинается и убивается Итак, пусть смирится вознесшаяся в нас гора... гордости, пусть сравняется она с долиной смирения. Смирить ее возможно не иначе, как только раскопав ее.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

отечество предстоящими богоматерью иоанном предтечей припадающими преподобными зосимой савватием хоругвь 1562 гммк | вид горы детинка замковую гору справа старокиевская гора слева вдалеке гора щекавица внизу исторические урочища гончары кожемяки фотография 2013 | члены совета исторического музея слева направо сидят станкевич орешников забелин щербаков стоят сизов щепкин фотография нач 1900-х | прп исаак сирин фреска алтарной преграды успенского собора московского кремля между 1480 1515 | преподобный исихий постник |

Источник текста


Постоянная ссылка: Святитель Димитрий Ростовский. О царском пути
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера