> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Святость Руси, Часть 2 - читать, скачать - профессор Константин ...

  001   002   003   004  005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Для наших подвижников ясны были цели, к которым они стремились, как несомненным было и то, что достигнуть эти цели они могут с помощью Небесных Сил.

Неотъемлемым особым чувством сердца у наших праведников было смирение, сознание его необходимости и спасительности. «Нет смиренного выше и худейшего о Христе несть славнее, – рассуждает Валаамский игумен Назарий. – Нет благополучнейшего пути возводящего на небо в жизнь вечную, паче смирения... Где нет света, там всё тьмою покоренно, а где нет смиренномудрия, там все дела наши гнусны пред Богом... В смиренных Бог вселяется» 114. Отец Назарий и поясняет, что такое смирение. «Смирение, – говорит он, – есть истинное своего ничтожества познание и самого себе презрение, и егдакто немощь свою, грешничество и непотребство свое зная, ни мало не превозносится умом своим, но имать себя хуже всех, грешнейша и последнейша всех, и у всех под ногами. Аще ли же и каковую добродетель исправит смиренный он приписует сие не своей силе, а Божией помощи» 115 и таким образом не своей славы ищет, а одной славы Божией.

Последняя мысль особенно ярко выражается блаженным Диадох ом. «Как себялюбивый естественно ищет своей славы, – рассуждает блаженный Диадох, – так Боголюбивый естественно ищет и любит славу Создателя своего. Душе Боголюбивой, чувства Божия исполненной, свойственно, в исполнении всех творимых ею заповедей, искать единой славы Божией, относительно же себя – услаждаться смирением. Ибо Богу, ради величия Его, подобает слава, а человеку – смирение 116. Наши святые были непреклонны в стремлении к полному отказу от себя, к абсолютному совершенству. На совершаемый ими подвиг они смотрели как на нечто обычное, необходимое и естественное в жизни. Сделанное ими считали маловажным, даже ничтожным и не стоящим внимания. И так смотрели на себя и на свои дела до ухода из этого земного мира – были последовательны до конца. Они никогда не гордились победой духа над плотью; не рассказывали, с каким трудом велась борьба с немощами. Правда, святой Александр Свирский сообщил Завалишину о своём подвиге, но в этом сообщении (как и в других) , во-первых, нет и тени гордости, во-вторых, он взял слово с боярина, что тот никому не сообщит о беседе. Истинные праведники молчали о своих трудах. В основе этого молчания лежало их недовольство собой, постоянное желание стать лучше, а это – свойство великих, духовно богатых людей. Смирение скромно и молчаливо.

Святые подвижники знали, что смирение держит на высоте тружеников «и не даёт им падать» 117, а гордость ведёт к потере всех добытых результатов. Так, преподобный Иаков Постник, достигший даже дара чудотворений, как только возомнил о себе – стал способным к тяжким падениям, а святая Тайс, бывшая великой грешницей, вошла в обители Отца Небесного за одну ночь покаянной молитвы 118. Какого же смирения, сознания своего недостоинства и вместе с тем веры и любви к Богу была эта молитва! «Хотя бы кто бесчисленные добрые дела сотворил и всякую добродетель совершил, а сам о себе высокомудрствует, таковой всех беднее и окаяннее, – читаем в старческих наставлениях отца Назария. – Гордость враждебна Христу, смирение же понятно Ему есть 119. Святые русские благовестники заботились о благе ближних, бескорыстно им служили, вели их по пути спасения. Собранное в подвигах духовное богатство они делили со всеми жителями Севера, особенно с теми, кто их слушал, искал наставления и совета.

Кроме того, что святые ходили по жилищам аборигенов, они имели постоянные сношения со стекавшимися в монастыри. А так как они учили не только словом, а и чисто практически – «собственным самоотверженным высоконравственным примером жизни во Христе» 120, с кротостью, любовью, без какого бы то ни было насилия, с искренней христианской заботой о спасении ближних, – то семена их падали на добрую землю и приносили плод. Основанные этими святыми монастыри и после их кончины продолжали действовать как центры духовности, школы веры и благочестия для наших предшественников 121. Утверждая христианскую веру, святые проповедники боролись со злом, стремились искоренить пороки, продолжавшие существовать уже в христианском обществе. Когда святой Александр Свирский освящал храм во имя Святой Троицы, народ жертвовал на обитель деньги и вещи. Один поселянин Григорий хотел тоже что-то пожертвовать, но Преподобный не принял его дар. Три раза он пытался положить свой дар в фелонь Преподобного, но святой отстранял его руку. «Рука твоя смердит, – сказал ему, наконец, Преподобный, – ты бил ею мать твою и тем навлёк на себя гнев Божий». «Что же мне делать? » – спросил в сокрушении Григорий. «Ступай, испроси прощения у матери твоей и впредь не смей оскорблять 帻 122.
  001   002   003   004  005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

коневский скит валаамского монастыря | икона пресвятой богородицы валаамская | церковь иконы божией матери валаамская бортникове | церковь иконы божией матери валаамская порошкино | валаамская литургия-аудио |
Постоянная ссылка: Святость Руси, Часть 2 - читать, скачать - профессор Константин Ефимович Скурат
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера