Опыт православного догматического богословия. Том V, Раздел 1 - ...

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031
В начало текстаВ конец текста
Так как то и другое совершенно нераздельно между собой: потому что, если кто, поистине, чтит все доброе и святое, тот не может не чтить его в тех, в которых оно более всего приближается к божественному идеалу святости, равно, как и наоборот, если кто не чтит доброго и святого в высших и совершеннейших носителях и образцах его, тот, наверно, вовсе не чтит и его самого.)

Потому-то, по изображению ветхозаветных писаний, если кто с укоризною или ненавистно обращался к праведникам, то это были люди греха и неправды ( Пс. 83: 22, 57: 11, 93: 21, 138: 19–20 ) , тогда как, наоборот, люди благочестивые всегда благоговейно чтили праведных не только во время их земной жизни (как, напр., Нафан почитал Давида – 3Цар. 1: 23, а сыны пророчеств чествовали пророка Елисея – 4Цар. 2: 15) , но и после их кончины. «В памяти вечной будет праведник» ( Пс. 111: 6 ) , воспевал Давид. Автор же книги Премудрости Соломона так разъясняет эту мысль, ввиду лжеумствований тех нечестивцев, которые полагали, что со смертью человека все вместе с самим его именем должно для него погибнуть и, вместе с сим, почитали заслуживающими не только презрения, но и смерти тех, которые учили противному и даже ублажали кончину праведных. «Так умствующие, – говорит он, – ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали таин Божиих, не ожидали воздаяния за святость, и не считали достойными награды души непорочных ( Прем. 2: 16, 21, 22 ) . Память о добродетели бессмертна; ибо она признается и у Бога, и у людей».

Подтверждением же того, что, действительно, в ветхозаветной Церкви свято сохранялась память об ее праведниках, служит, между прочим, то обстоятельство, что иудеи с особенным тщанием созидали гробницы пророкам и украшали памятники праведников. На это, как известно, с особенной силой и, даже, упреком указано было Самим Иисусом Христом в Его обличительной речи книжникам и фарисеям ( Мф. 23: 29–35 ) . Но, по поводу сего, следует заметить, что, делая это, Христос, в чем можно убедиться из контекста речи, отнюдь, не имел, при этом, мысли и намерения осуждать представительнейших иудеев за взятое, само по себе, созидание пророческих гробниц и украшение, посвященных праведникам, памятников, а этим хотел выразить только то, как они были непоследовательны и лицемерны, с одной стороны, являясь самыми усердными чтителями пророков и строгими судиями их убийц – своих отцов, а с другой, оказываясь вполне способными и готовыми, подобно своим отцам, и самим убить всякого неприязненного себе пророка 384. А, что Иисус Христос, действительно, не считал самого по себе почитания святых чем-либо укоризненным или в каком-либо отношении противным требуемому велениями Божиими божескому служению Ему единому ( Втор. 6: 13 ) и такому же прославлению Его единого ( Ис. 42: 8 ) , еще очевиднее из того, что Он же Сам, подтвердивши древнюю заповедь: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши ( Мф. 4: 10 ) , в то же время, вот какой честью заповедал чтить, как Своих апостолов, так и других святых людей, сказав апостолам следующее: вы друзи Мои есте... не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его, вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Ин. 15: 14, 15 ) ; иже вас приемлет, Мене приемлет, и иже приемлет Мене, приемлет пославшаго Мя ( Мф. 10: 40 ) ; отметаяйся вас, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя ( Лк. 10: 16 ) . Требуя же такого почтения Своих Апостолов, Христос, понятно, не только не усматривал в этом ничего несогласного со служением единому истинному Богу и Его прославлением, но, напротив, находил это необходимым для вящей полноты сего самого служения Богу и вящего возвеличения славы Божией; так как, по Его мысли, апостолы должны были быть чтимы, отнюдь, не как Он Сам или Его Отец, а только, как Его други или, как, облеченные Его полномочием и авторитетом, посланники; вся же честь, воздаваемая им, как Его друзьям и уполномоченным посланникам, должна была быть относима к Нему Самому, а через Него и, пославшему Его, Отцу.

Такой, именно, смысл содержат в себе и следующие, обращенные Христом к апостолам, слова: вы есте свет мира; не может град укрытися, верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф. 5: 14–16 ) . Конечно, в таких же мыслях и целях Христос выражал Свою волю и, относительно, достодолжного чествования пророков и праведных, когда, сказав об апостолах: иже вас приемлет, Мене приемлет, и иже приемлет Мене, приемлет пославшего Мя, к сему присовокупил: приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет ( Мф. 10: 40, 41 ) . И ап.
  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | преподобноисп георгий лавров ссылке худож осколкова нач 30-х отцов семи вселенских соборов данилова монря | купальня вифезда иерусалиме иисус христос исцеляет расслабленного миниатюра четвероевангелия царя ивана александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 225r | собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | слуга раб служитель servant |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Опыт православного догматического богословия. Том V, Раздел 1 - читать, скачать - святитель Сильвестр (Малеванский)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера