Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  058   059   060   061   062   063   064   065   066   067  068   069   070   071   072   073   074   075   076   077   078
В начало текстаВ конец текста
Посему евхаристическая жертва, как жертва без страданий, без пролития крови, без смерти, называется жертвою бескровною и бесстрастною, хотя и приносится в воспоминание страданий и смерти Христовых.

Кровавая жертва принесена И. Христом, видимо и непосредственно, в дни уничтожения, страданиями Его человечества, пролитием крови и смертию тела. Евхаристическая жертва также приносится И. Христом, но воскресшим из мертвых и седящим одесную Бога Отца и не непосредственно, а чрез посредство пастырей церкви действием Всесвятого Духа. § 161. Особенности римской церкви в учении об евхаристии Римская церковь отступила от заповеди и примера И. Христа в совершении и преподаянии таинства причащения, т. е. в отношении к литургической или обрядовой его стороне. Частное, эти отступления касаются: I (вещества таинства) материи (, которое должно быть освящено, II) формулы освящения (формы таинства) и III (самого приобщения 278. I. В римской церкви для таинства евхаристии употребляется не обыкновенный квасный хлеб, какой принять вселенскою церковью с самого начала, но опресночный 279. Что историческая правда относительно евхаристического хлеба не на стороне «азимистов», как называли греки в средне века латинян, а на стороне употребления настоящего пшеничного квасного хлеба, это ясно из того, что и сама западная церковь совершала евхаристию долгое время на квасном хлебе, и лишь к половин ХI-го века повсеместно на западе утвердился обычай употреблять для евхаристии исключительно опресноки. В XV в., на соборе флорентийском, в целях соединения церквей, представители католической иерархии признали безразличным делом, на опресноках ли, или же на квасном хлебе совершать евхаристию 280. Но нельзя признавать безразличным то, что на самом деле есть непозволительное и ни чем не оправдываемое отступление от примера И. Христа, Его апостолов и правила церкви. Вещество для таинства, конечно, должно соответствовать невидимому его существу, а понятно об истинной духовной пище, хлебе жизни, соответствует лишь истинный и действительный хлеб. Но опресноки, как они приготовлялись, напр., у иудеев, и как, без сомнения, были приготовляемы в римской церкви в начале нововведения и приготовляются теперь, можно ли называть и признавать хлебом в собственном смысле? Очевидно, – нет. Достаточно ли, чтобы мука и вода, не подвергшиеся действительному испечению, а только потому, что здесь в смешении существуют мука и вода, получали название хлеба? Можно доказывать и противоположное. А отсюда возникает и такой вопрос – сохраняет ли римская церковь истинную материю таинства евхаристии и действительно ли ее освящение? Стало быть совсем не безразлично, опресноки или действительный хлеб употребляется для этого таинства.)

Неосновательно указывают, что для евхаристии приличнее употреблено опресноков, чем квасного хлеба, ибо пресный хлеб, по словам апостола, будто бы есть символ чистоты и истины ( 1Кор. 5, 7–8 ) . Рассуждение подобного рода неуместно уже потому, что квасный хлеб употребил Установитель евхаристии, на квасном хлебе совершали евхаристию апостолы, апостолами же отменен обрядовый закон Моисея и квасный хлеб принят вселенскою церковью. Что же касается слов апостола: да празднуем не в квасе ветсе, не в квасе злобы и лукавства, но в бесквасиих чистоты и истины, то так сказал апостол, сближая пасху иудейскую с И. Христом, пасхою новою, пожренною за нас, чтобы преподать соответствующее назидание для христиан, а говорить что-либо в пользу опресноков решительно не имел намерения 281. Спаситель однажды уподобил царствие Божие закваске ( Лук. 13, 21 ) . Какой бы отсюда следовал вывод по отношению к хлебу евхаристии, если бы было правильным латинское мышление?

И. Римская церковь учит, что освящение (в смысле пресуществления) хлеба и вина совершается тогда, когда священнодействующий читает молитву (третью в «каноне» освящения даров) , в которой выражается евангельское повествование об учреждены евхаристии, и освящает дары, произнося собственные слова И. Христа (т. е. примите ядите... и пийте от нея вси...) . «Этими тайно-действенными всемогущими словами Господа, Который словом Своим создал небо и землю, существо хлеба и вина обращается в существо тела и крови И. Христа силою и наитием Св. Духа» 282. В таком виде учение о совершительных словах освящения и времени освящения св. даров стало утверждаться в римской церкви в XIV–XV веках 283, но свою законченность получило на тридентском соборе. На этом соборе, в виду того, что частные церкви римского патриархата так разнились между собою, что литургия одной не походила на литургию другой, – в каждой церкви были свои особенные обряды, гимны и молитвы, – положено было исправить служебник (missel) и сделать его однообразным для всех церквей. Вследствие этого составлен был новый, исправленный служебник, который особою буллою папы Пия V (в 1570 г.) сделан обязательным для всех западных церквей.
  058   059   060   061   062   063   064   065   066   067  068   069   070   071   072   073   074   075   076   077   078
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера