Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066  067   068   069   070   071   072   073   074   075   076   077
В начало текстаВ конец текста
яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов. Посему-то и во всех литургиях, в молитвах, после освящения даров, проводится та мысль, что евхаристическая жертва приносится за многих, которые не вкушают от жертвы и даже не могут вкушать. В частности, как видно из литургийных молитв, она приносится за церковь воинствующую, за власти церковные и гражданские, за «град, в нем же живем и всякий град и страну, и верою живущих в них, за плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и спасение их», – за «плодоносящих во святых церквах» и вообще за верующий народ, за церковь торжествующую и вообще за «усопших о надежде воскресения жизни вечные». Нужно однако заметить, что приношение бескровной жертвы за церковь торжествующую, т. е. за прославленных святых-праотцов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников и о самой преблагословенной Деве Марии по своему значению и смыслу отлично от приношения вообще за умерших. За усопших святых совершается бескровное приношение не с тою целью, чтобы умилостивлять Бога за них, а с тою, чтобы их молитвами и предстательством усилить свои молитвы о живых и умерших, чтобы Бог «по молитвам и предстательству их приял наше приношение» (Кирил. Иерусал.) , или «посетил нас» (литург. И. Злат.) . Но приношение за умерших вообще предполагает умилостивление о них в смысле ходатайства за них, к утешению их и облегчению их участи 273. Если евхаристия есть умилостивительная жертва, имеющая силу преклонять к нам милость Божию, то, естественно, что чрез нее мы можем испрашивать у Бога и разных благ. По этой особенности евхаристию можно назвать просительной жертвой. Поэтому св. церковь, при совершении бескровной жертвы, всегда испрашивает разных благ духовных и телесных. Ясное свидетельство об этом находим у Кирилла Иерусал. : «по совершении духовной жертвы, бескровного служения, над умилостивительною сею жертвою умоляем Бога об общем мире церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах, о сподвижниках, о сущих в немощи, о утомляемых трудами, одним словом, о всех, требующих помощи, молим все мы и приносим жертву сию» 274. В литургии ап. Иакова возносится молитва: «умири множество народа Твоего; рассей соблазны; прекрати войны; истреби восстания ересей... Подай, Господи, благорастворение воздухов, дожди тихие, росы благотворные, изобилие плодов и увенчание года благости Твоей» 275. В литургии Василия В. еще читаем: «помяни, Господи, предстоящие люди и ради благословных вин оставльшихся... Сокровища их исполни всякого блага; супружества их в мире и единомыслии соблюди; младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушные утеши, расточенные собери, прельщенные обрати, и совокупи святей Твоей соборной и апостольской церкви... Избави град сей (весь или обитель) и всякий град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани». Такой же характер усвояется евхаристической жертве в чин литургии И. Златоуста.

II. При одинаковости по существу и свойствам, между голгофскою жертвою и евхаристическою однако же есть и различия. Эти различия состоят в следующем.

Жертва голгофская есть жертва основная, дающая бытие жертве евхаристической. На кресте И. Христос единократным приношением приобрел вечное искупление для всего рода человеческого, за всех живых и умерших, за все грехи и на все времена ( Евр. 9, 28; 10, 14 ) . Бескровным же жертвоприношением усвояются спасительные плоды крестного жертвоприношения тем членам церкви Христовой, земной и небесной, за которых приносится эта таинственная жертва и которые способны принимать дары Его благодати. Посему-то жертва голгофская принесена однажды, а евхаристическое жертвоприношение со времени установления его и до ныне совершается в церкви Христовой по всем странам мира, на бесчисленных жертвенниках, и будет совершаться до второго пришествия Христова. Однократное жертвоприношение есть как бы корень, из которого произросло спасительное древо бескровного жертвоприношения, питающееся из него живительными соками а, таким образом, произращающее спасительные плоды жизни, так что об жертвы и нераздельны между собою, составляют собственно одну жертву, и вместе различаются между собою. «Это одно и то же благодатное древо жизни, насажденное Богом на Голгофе, но наполняющее таинственными ветвями своими всю церковь Божию и питающее своими спасительными плодами всех, ищущих жизни вечной» 276. Понятно отсюда, как неосновательно было бы думать, будто учением об евхаристии, как жертве, умаляется и даже упраздняется значение жертвы голгофской, что последняя признается как будто недостаточною, требующею нужду в восполнении 277. На Голгофе И. Христос принес в жертву естественную плоть и кровь Своего человечества, сверхъестественно зачатого наитием Св. Духа в утробе преблагословенной Девы Марии, а в евхаристии Он приносить в жертву Свое истинное тело и истинную кровь, действием Св. Духа преложенные из хлеба и вина и под этими видами присущие.
  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066  067   068   069   070   071   072   073   074   075   076   077
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера