Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066  067   068   069   070   071   072   073   074   075   076   077
В начало текстаВ конец текста
Под такою жертвою нельзя разуметь ту жертву, которую И. Христос в Самом Себе принес на жертвеннике крестном, ибо эта жертва принесена в одном месте, на Голгофе. Явно, что такая жертва, заменившая ветхозаветный жертвы, есть евхаристия. Наконец, и самое наименование, усвояемое пророком этой жертв (евр. minchoh) , обозначая жертву бескровную, как приготовляемую из чистой пшеничной муки, остатки которой служили вместе и пищею, содержит указание на бескровную евхаристическую жертву 267. Церковь вселенская неизменно исповедует, что евхаристия не есть только священная трапеза, но и жертва Богу. Так, в молитвах всех известных литургий евхаристия прямо называется словесною и бескровною жертвою, приносимою о всех и за вся. Жертвою исповедуют евхаристию целые вселенские соборы 268. Понятно, что не могли иначе учить об евхаристии и отдельные учители церкви. В своих рассуждениях об евхаристии они утверждали, что «евхаристия есть жертва высшая, превосходящая всех жертв ветхозаветных: она ведена вместо этих последних, заступила место их, как прообразов своих» 269, «есть жертва пречистая, святая, страшная, словесная, животворящая, бескровная, полная, совершенная, истиннейшая, единственная» 270, – та самая, которую «принес И. Христос на тайной вечери, от которой получили имя свое жертвенники христианские» 271, В ветхом завете, когда люди были несовершенны, Он и Сам благоволил принимать такую же кровь, какую язычники приносили идолам, чтобы отвратить их от идолов, а теперь преподал священнодействие более страшное, совершенное, изменив жертву, повелев вместо заклания бессловесных приносить Его Самого, Который востав от мертвых, ктому уже не умирает и смерть Им ктому не обладает ( Рим. 6, 9 ) , однако же, будучи бессмертным и нетленным в Самом Себе, снова закалается для нас в евхаристии 272. § 160. Существо и свойства евхаристической жертвы. Отличие ее от жертвы крестной I. По существу своему евхаристическая жертва тождественна с жертвою крестною. На жертвеннике крестном И. Христос Сам был и Первосвященником, приносящим жертву, и исключительною жертвою Богу Отцу за весь род человеческий. То же и на жертвеннике бескровного жертвоприношения: и здесь приносит жертву Сам И. Христос, как вечный Первосвященник, и приносится то же истинное тело И. Христа, которое страдало и умерло на кресте, та же пречистая кровь Его, которая пролита за нас, – тот же Агнец непорочный. Как тогда, так и теперь, один и тот же и приносяй и приносимый, и жертва и архиерей, один и тот же Искупитель миpa Христос.

Тождественность по существу жертвы евхаристической с жертвою крестного предполагает и одинаковость свойств той и другой жертвы. Крестная жертва, как первообраз всех ветхозаветных жертв, по своим свойствам осуществляла все виды прообразовательных жертв ветхого завета. Подобно сему и жертва евхаристическая есть жертва хвалебно-благодарственная, умилостивительная за живых и умерших и просительная.

Евхаристическая жертва есть жертва хвалебно-благодарственная. Таким характером евхаристия была запечатлена при самом ее учреждении, ибо И. Христос на тайной вечери приим хлеб, хвалу воздав (εύχαριστήσας) или благодарив (εύχαριστήσας) преломи и даде учеником ( Лук. 22, 19; 1Кор. 11, 24 ) , такожде (ώσαύτως) и чашу ( 1Кор. 11, 25 ) , хвалу воздав (εύχαρηστήσας) , даде учеником ( Me. 26, 27 ) . И по окончании вечери И. Христос с учениками воспевше (ύμνύσατες) , изыдоша на гору елеонскую ( Mф. 26, 30 ) . Совершение И. Христом евхаристической жертвы соединялось с благодарением Богу Отцу и прославлением Его, конечно, за Его любовь, явленную Им в деле искупления и спасения человечества чрез единородного Сына, все служение Которого есть прославление Бога Отца.

Такой же характер, как неотъемлемая ее принадлежность, сохранялся за евхаристией и в первенствующей церкви, как свидетельствует о том ап. Павел и в своем повествовании об установлении евхаристии ( 1Кор. 11, 23–24 ) , и в наименовании евхаристической чаши (10, 16) чашею благословения, юже благословляем (ποτήριον τῆς εύλόγησας, ὅ εύλοηοῦμεν) . Такое благодарение вошло и в евхаристические молитвы, излагаемые во всех литургиях то более, то менее пространно. И в ныне употребляемых в православной церкви чинах литургии возносится прославление и благодарение Богу и Отцу, единородному Его Сыну и Духу Святому за домостроительство спасения падшего человечества, с приглашением верующих «достойно и праведно покланятися Отцу я Сыну и Св. Духу», которые взывают к Нему: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи»...

Хвалебно-благодарственный характер евхаристической жертвы однако не состоит лишь только в хвалебно-благодарственных молитвах и песнопениях литургии. И сама бескровная жертва, имеющая пред Богом высокое заместительное значение, есть высочайшее благодарение Богу, потому что только чрез Христа мы можем достойно благодарить Господа: «приносим Тебе, Царю и Богу», говорится в литургии «Постан. апост.
  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066  067   068   069   070   071   072   073   074   075   076   077
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

число таинств |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера