Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059  060   061   062   063   064   065   066   067   068   069   070
В начало текстаВ конец текста
то это имеет место исключительно по отношению к видам тела и крови Христа, но отнюдь не допустимо по отношению к существу (субстанции) тела и крови, хотя она и приемлется нами под указанными видами.

3 («Хотя в одно и тоже время бывает много священнодействий по вселенной, но не бывает много Христов или много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно и одно тело Его и одна кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенник, но потому что хлеб предложения, приготовляемый во всех отдельных церквах, претворяемый и пресуществляемый, по освящении становится и есть одно и тоже с телом, сущим на небесах, ибо единое тело у Господа во многих местах, а не многие тела, и посему это таинство есть и считается всего больше чудесным и постижимо одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости».)

4 («По освящении хлеба и вина не остается хлеба и вина в их сущности, но самое тело и кровь Господни, под видом и образом хлеба и вина», т. е. сущностью их делается тело и кровь И. Христа. Таковыми они остаются на все последующее время, доколе сохраняются в своих видах, не прелагаясь обратно в хлеб и вино, – остаются постоянно, т. е. «до употребления по освящении, в самом употреблении и после оного», следовательно, не зависимо от того, будут ли употреблены они верующими. На этом основании в церкви от времен древности существует обычай совершать в известные дни литургию на преждеосвященных дарах, и хранить освященные дары в священных сосудах для напутствования больных и умирающих, как истинным телом и кровию Христовою. В древности же и на этом же основании существовал обычай посылать освященные дары чрез диаконов христианам, не бывшим в храме при освящении и употреблении таинства евхаристии, исповедникам, находившимся в темницах, кающимся, а христиане иногда приносили св. дары в домы свои, брали с собою в путешествия, а подвижники несли эти дары с собою в пустыни, для приобщения, в случаях нужды, тела и крови Господней.)

5 (Так как в евхаристии по освящении хлеб и вино суть самое божественное тело и самая божественная кровь И. Христа, Богочеловека, то «телу и крови Господней в таинств евхаристии должно воздавать особенную честь и божеское поклонение». Каким мы обязаны поклонением Самому Господу нашему И. Христу, таким же и телу и крови Господней. Сокровенным под видами хлеба и вина здесь невидимо присутствует Сам Тот, о Котором у апостола сказано: егда же паки вводить Первородного во вселенную, глаголет) Бог Отец (: и да поклонятся Ему вси ангели Божии) Евр. I, 6; сн. Филип. 2, 9–11 (. Древние пастыри настоятельно внушали верующим о обязательности такого поклонения. «Это тело) т. е. Христово (, говорит св. Златоусте, почтили и волхвы, когда оно лежало в яслях... Будем подражать хотя этим чужеземцам мы, граждане небесные. Они, увидев Его в яслях и хижине, приступили с великим трепетом; а ты видишь Его не в яслях, но на жертвеннике, видишь не жену, держащую, но священника предстоящего и Духа, осеняющего предложенное с великою щедростью; и не просто только видишь это тело, как они) видели (, но знаешь и силу его и все домостроительство, знаешь все, что совершилось чрез него, будучи тщательно научен всем тайнам. Потому будем приступать с трепетом и показывать более благоговея, нежели те чужеземцы». По словам св. отца, И. Христу в таинстве, причащая поклоняются не только люди, но и ангелы 253. Блаж. Августин наставляет: «никто не вкушает сей плоти, не воздавши прежде поклонения, и, поклоняясь ей, не только не грешить, но напротив, грешит, когда не покланяется» 254. Понятно отсюда, почему церковь настоятельно убеждает верующих в необходимости благоговейного приготовления, глубокого испытания своей совести и чистоты для достойного причащения телу и крови Христовой; а вину тех, которые приступают к таинству оскверненными страстями и пороками, без сокрушения о грехах и раскаяния в них, древние сравнивали с преступлением иудеев, которые возложили святотатственные руки на Спасителя.)

III. Против учения о пресуществлении выставляются некоторые возражения и недоумения. Говорят, что это учение опровергается свидетельством наших чувств, ибо и по освящении евхаристических даров мы видим хлеб и вино, равно когда и вкушаем их, они остаются хлебом и вином без всякого изменения. Если же, однако, действительно бывает чудо пресуществления, то почему Бог скрывает от нас вид тела и крови в тайне причащения? В «Православном исповедании» (отв. на вопр. 107) дается такой ответ на этот вопрос: «в евхаристии хлеб пременяется в истинное тело Христово, а вино в истинную кровь, остаются только одни виды их, представляющиеся взору.
  050   051   052   053   054   055   056   057   058   059  060   061   062   063   064   065   066   067   068   069   070
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера