Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  049   050   051   052   053   054   055   056   057   058  059   060   061   062   063   064   065   066   067   068   069
В начало текстаВ конец текста
Дамаскин, сказав об установлена таинства, пишет далее: «если слово Бoжиe живо и действенно ( Евр. IV, 12 ) и вся, елика восхоте Господь, сотвори ( Псал. 134, 6 ) ; – если по слову Его: да будет свет, и бысть свет; да дудет твердь и бысть твердь ( Быт. 1, 3, 6 ) ; если словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Псал. 32, 6 ) ; если небо, земля, вода, огонь, воздух и вся красота их, и самое благороднейшее животное – человек, совершены Словом Господним; если сам Бог – Слово добровольно стал человеком, и из чистых и непорочных кровей Приснодевы бессеменно составил Себе плоть: то ужели Он не может хлеб соделать Своим телом, а вино и воду – Своею кровию? Он сказал в начале: да произрастить земля былие травное ( Быт. 1: 11 ) , и земля, возбуждаемая и укрепляемая Божиим повелением, будучи даже до ныне орошена дождем, производить свои прозябения. Так и здесь Бог сказал: сие есть тело Мое; сия есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному повелению так бывает, и будет до того времени, когда придет; ибо так сказано: дóндеже приидет ( 1Кор. 11: 26 ) . И для сего нового делания, чрез призывание, делается дождем осеняющая сила Святого Духа. Ибо как Бог все, что ни сотворил, сотворил действием Св. Духа: так и ныне действием Св. Духа совершается то, что превышает естество, и чего нельзя постигнуть, разве одною только верою. Како будет сие, говорит св. Дева, идеже мужа не знаю? Дух Святый найдешь на Тя, и сила Вышнего осенить Тя ( Лук. 1, 34–35 ) , отвечает Ей архангел Гавриил. И ныне, если ты спрашиваешь: каким образом хлеб делается телом Христовым, а вода и вино – кровию Христовою? отвечаю тебе и я: Дух Святый нисходить и совершает то, что превыше слова и разумения» 249. Св. Кирилл иepycaлuмcкий сравнивал евхарическое преложение хлеба и вина с претворением воды в вино в Кане, Григорий нисский (а за ним и св. И. Дамаскин) – с тем, как в нас самих хлеб и вино или вода, принимаемый нами в пищу, неведомо для нас превращаются в наше тело и кровь 250. II. Признавая непостижимость тайны пресуществления, церковь, в предупреждение неправильных представлений об этой тайне и с целью возможного разъяснения ее, преподает в «Послании восточных патриархов» (17 чл.) следующие частные истины, тесно связанные с учением о пресуществлении и им предполагаемые.

1 (Хотя хлеб и вино в таинстве евхаристии претворяются собственно в тело и кровь Господа, но Он присутствует в этом таинстве не только Своим телом, которое родилось от Девы, крестилось, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, и кровию, которая излилась за жизнь мира, но «целый целостно Владыка Христос в Его сущности) κατ’όυσίαν (, т. е. с душею и божеством, или совершенный Бог и совершенный человек». Другими словами, присутствие Господа в евхаристии нужно представлять, как присутствие всего Его человечества) т. е. тела и души (и нераздельно и неразлучно соединенного с ним божества. Сам Он учил: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. ядый Мя, той жив будет Мене ради. «Бог с сими – веществами) евхаристическими хлебом и вином (, говорить св. И. Дамаскин, соединил Свое божество и сделал их Своим телом и кровию, чтобы чрез обыкновенное и естественное мы участвовали в выше-естественном»... Потому-то это таинство называется «причащением, что чрез оное мы делаемся причастниками божества Иисусова. Оно называется общением, и действительно есть общение, потому что чрез оное сообщаемся со Христом, делаемся причастниками Его плоти и божества, а также сообщаемся и соединяемся чрез оное друг с другом» 251. 2) «Тело и кровь Господа хотя рассекаются и разделяются руками ли, или даже зубами» при причащении верующих на многие части, но это бывает «только в видимости, т. е. в видах хлеба и вина, под которыми признают их видимыми и осязаемыми, а сами в себе остаются целыми и нераздельными. В каждой части и малейшей доле преложенного хлеба и вина находится не часть тела и крови Господней, – ибо это богохульно и безбожно, – но целый целостно Владыка Христос», Богочеловек. Поэтому «вселенская церковь говорить: раздробляется и разделяется (Агнец Божий) раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый (δαπανώμενος) , но причащающийся (разумеется достойно) освящаяй». Отсюда, вкушающий и малейшую часть хлеба и вина, преложенного в тело и кровь Христову, причащается того же целого тела божественного, которому присущ Сам Христос по божеству Своему.

Таким учением исключаются грубо-чувственные представления об евхаристических теле и крови Христа, по которым в евхаристии верующие будто бы приемлют не вообще истинное тело и кровь Христа, нераздельно соединенные с Его божеством, но вкушают мускулы, кости, нервы и вообще все составные части тела Христова, каковым оно было во время земной жизни Христа 252. Православное учение о пресущеетвлении, утверждая, что сущность (substantia) хлеба и вина переходит в сущность (substantia) тела и крови Спасителя, и что в каждой части находится целое и единое тело Христово, делает неуместными рассуждения и самый вопрос о тех или других частях (акциденциях) евхаристического тела Христова и соответствии их той или другой части пострадавшего и обоженного тела Христова. Что же касается «жевания» и т. п.,
  049   050   051   052   053   054   055   056   057   058  059   060   061   062   063   064   065   066   067   068   069
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера