Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  046   047   048   049   050   051   052   053   054   055  056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066
В начало текстаВ конец текста
Если же мы самой крови не видим, то это потому, чтобы нас не обуял ужас при виде самой крови (ut nullus horror cruoris fit) 236. Блаж. Августин учит, что в евхаристии мы принимаем для вкушения плоть и кровь ходатая Бога и человеков человека Христа Иисуса, «хотя есть человеческую плоть кажется более страшным, чем убивать, и (более) страшным пить человеческую кровь, чем проливать» 237. Рассуждая о явлениях в ветхом завете Бога и ангелов, он выражает убеждение, что посредством их действительно являлись Бог и ангелы, хотя мы и не знаем, как творились виды, в которых являлись Бог и Его ангелы. В пояснение этой своей мысли он говорить об евхаристии следующее: «младенцы, приступая к таинству, не знают сами лично, что предлагается на алтарях и чем был хлеб до и после освящения, и однако, следуя авторитету старших, по истине веруют, что в этом таинстве видимым образом является Господь» 238. Вера младенцев в приобщение тела и крови Христовых мыслится блаж. Августином, конечно, правою. Св. Григорий Двоеслов пишет: «что такое кровь Агнца, – этому вы научились не только через слышание, но и через питие. Ибо эта кровь в том и другом случае полагается (роnitur) : когда всасывается не только устами сердца, но и устами тела» 239. В жизнеописании же св. отца ему усвояются следующие замечательные слова, сказанный им по поводу чудесного вразумления одной женщины, усомнившейся в тайне преложения хлеба и вина, в тело и кровь Христову: «научись веровать истине, уже засвидетельствованной: хлеб, который Я дам, плоть Моя есть, и кровь Моя истиное есть питие ( Иоан. 6, 51 ) . Творец наш, зная наперед немощь нашу, тою же силою, которою все сотворил из ничего, и тело из плоти Приснодевы действием Св. Духа образовал, хлеб и вино, с водою смешанное, в то время, как свойственный им вид остается, претворяет (convertit) в плоть и кровь Свою по молитве кафолической священнодействием Духа Святого» 240. Так учили и другие западные церковные учители об евхаристии, напр. папа Лев I, блаж. Иероним, Св. Иларий, Исидор Севильский 241. Убеждение отцов и писателей древне-нераздельной церкви восточной и западной в преложение хлеба и вина в тело и кровь Христову в таинстве евхаристии свое окончательное выражение получило у св. И. Дамаскина. Вот краткое изложение его учения об евхаристии 242. Для постоянного единения верующих с Собою и их освящения Господь И. Христос на тайной вечери установил таинство евхаристии, и «так как люди обыкновенно в пищу употребляют е, в питие – воду и вино, Бог с сими веществами соединил Свое божество, и сделал их Своим телом и кровию, чтобы чрез обыкновенное и естественное мы участвовали в выше-естественном. Сие тело есть истинно соединенное с божеством, заимствованное от святые Девы тело; но не вознесшееся тело сходит с небес, а самый хлеб и вино претворяются (μεταποιοῦνται) в тело и кровь Божию. Если же ты спросишь, каким образом сие бывает? то довольно тебе услышать, что сие совершается Св. Духом так же, как Господь и от святыя Богородицы составил Себе и в Себе плоть Духом Святым. И мы ничего не знаем более; знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно, но образ (претворения) неисследим. При семь можно еще сказать и то, что как хлеб чрез ядение, а вино и вода чрез питие естественным образом прелагаются (μεταβάλλονται) в тело и кровь ядущего и пиющего, и делаются не другим телом, отличным от прежнего его тела: так и хлеб предложения, вино и вода, чрез призывание и нaumиe Св. Духа, сверх естественно претворяются (ύπερφυῶς μεταποιοῦνται) в тело и кровь Христову, и составляют не два тела, но одно и тоже»... «Хлеб и вино суть не образы тела крови Христовой, – да не будет! но самое обоженное тело Господа. Ибо сам Господь сказал: сие есть тело Мое, а не образ тела; сие есть кровь Моя, а не образ крови».

Таким образом, древне-вселенская церковь понимала учение откровения и сама научала веровать в своем богослужении, устами своих пастырей на соборах и в их писаниях, тому, что в евхаристии хлеб и вино прелагаются в тело в кровь Христову и посему верующие под видом хлеба и вина вкушают истинное тело и истинную кровь Христову. Другими словами, в евхаристии наитием Св. Духа на предложенные дары совершается пресуществление (transsubstantiatio, μετουσίωσις) хлеба и вина в тело и кровь Христову.

Правда, раскрывая такое учение об евхаристии, некоторые из отцов и учителей церкви употребляли по отношению к евхаристическим хлебу и вину слова: άντίιυπον, τύπος, σύμβολον, imago, figura и т. п.,
  046   047   048   049   050   051   052   053   054   055  056   057   058   059   060   061   062   063   064   065   066
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера