Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  045   046   047   048   049   050   051   052   053   054  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065
В начало текстаВ конец текста
отец, что пшеничное зерно, не смотря на то, что проходить период тления, «во многом числе восстает чрез Дух Божий» и можете, «принимая слово Божие, делаться евхаристиею, которая есть тело и кровь Христова», то что удивительного, если истлевшие тела наши восстанут, что «Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца» 226. Мысль св. Иринея ясна: в евхаристии мы питаемся собственным телом Спасителя, так что становимся членами Его тела, от плоти Его и от костей Его, и это не в смысле причастия Его будто бы только духом, а не вместе и телом нашим, – нет, – а в смысле причастия именно нашим телесным составом Его тела и крови. Его телесного также состава. Вся речь св. отца прямо направлена против понимания евхаристии, как духовного вкушения Господа в ней, как – символ тела Христова. У св. Иринея есть указание и на самый способ, каким происходить претворение хлеба и вина в е и кровь Христову: хлеб и вино, «принимают Слово Божие (παραλαμβανόμενα τόν Ιόγον νοῦ Θεοῦ) , и евхаристия делается телом Христовым», говорит он, т. е. хлеб и вино евхаристическим телом творит Слово ипостасное, то Слово, которое воскресит и наши тела.

Таково же по существу учение об евхаристии отцов и учителей периода вселенских соборов (IV–VII вв.) , но предлагается, по сравнению с писателями II–III вв., в более развитой, ясной и определенной форме.

Св. Кирилл иерусалимский учит: «когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлеб: сие есть тело Мое, после сего кто осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто когда усомнится и скажет, что сие не кровь Его?.. Посему, со всякою уверенностью примем сие (евхаристические дары) , как тело и кровь Христову. Ибо во образе (έν τύπῳ) хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь, дабы приобщившись тела и крови Христовой соделался ты Ему стелесным и скровным (σύσσωμος καἱ σύναιμος) Христу. Ибо таким образом бываем и христоносцами (χρίσιοφόροι) , когда тело и кровь Его сообщится нашим членам» 227. Хлеб и вино делаются телом и кровию Христа путем преложения (μεταβολῇ) . «Как в Кане галилейской Господь некогда претворил (μεταβέβληκεν) воду в вино, сходное с кровию», так и на литургии во время молитвы к Богу, «да ниспослет Святого Духа на предлежащие дары: да сотворить хлеб убо тело Христово, а вино – кровь Христову», евхаристические хлеб и вино делаются телом и кровию Христовою, «ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается (ήγίασται καἱ μεταβέβκηται) » 228. Не должно смущаться тем, что хлеб и вино сохраняют свой естественный вид и вкус: «не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры, будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовой» 229. Предлагая такое учение о евхаристии, св. отец высказывает не свое только личное исповедание, но излагает исповедание всей своей церкви, ибо он говорил свои поучения недавно получившим крещение для наставления их в истинах веры. Св. Григорий Нисский церковное учение своего времени об евхаристии исповедует и выражает так: «по истине верую, что хлеб, освящаемый словом Божиим, претворяется в тело Бога Слова (είς σῶμα, Θεοῦ Λόγου μεταποιεῖσϑσι) , ибо и оное тело (т. е. И. Христа) было хлебом, но освятилось обитанием Слова. Итак, по той же причине, по какой в том теле претворенный (μεταποιησϑεῖς) хлеб изменился в божественную силу (т. е. обыкновенный хлеб, равно и вино, вкушавшиеся И. Христом для утоления голода и жажды, претворялись в Его тело и кровь) , и ныне происходит тоже самое (το’ ἶσον) . Ибо как там благодать Слова делала святым тело, которого состав был из хлеба, и которое некоторым образом было само хлеб, здесь также хлеб, по слову апостола, освящается словом Божиим и молитвою ( I Тим. 4, 5 ) , не чрез вкушение и питие соделываясь телом Слова, но немедленно претворяясь (μεταποιοῦμενος) в тело Слова, как сказано самим Словом: сие есть тгло Мое» 230. По выражению того же св. отца, И. Христос преподает верующим, под видом хлеба и вина, тело и кровь Свою, «силою благословения естество ( τἡν φύσιν, т. е. substantia или ούσία ) видимого ( τῶν φσινωμένων, т. е. хлеба и вина ) преобразив (μεταστοεχειώσας, в тело и кровь» 231. Таково по существу учение об евхаристии и св. И. Златоуста, выраженное и в чин литургии его имени, а подробнее – в толкованиях на все те места Писания, в которых говорится об евхаристии. Вот некоторые из его свидетельств о таинстве евхаристии.)

Из современников св. отца некоторые говорили: «как желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, обувь! » Вразумляя таковых, св. Златоуст разъясняет: «вот, ты видишь Его (Господа Иисуса) , прикасаешься к Нему, вкушаешь Его.
  045   046   047   048   049   050   051   052   053   054  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

число таинств |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера