Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  045   046   047   048   049   050   051   052   053   054  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065
В начало текстаВ конец текста
Объяснив, что слова установления таинства нужно понимать буквально, св. Златоуст пишет далее: «и Сам Он (Христос) пил из чаши, для того, чтобы ученики услыша это (сие есть...) , не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? – и от этого не смутились. – Ведь когда Он завел речь об этом, и самыми словами многие соблазнились. Итак, чтобы ученики и тогда не смутились, Он Сам первый совершил это, побуждая их приступить к приобщению тайн без смущения. Посему Он пил Свою собственную кровь». Что было со святыми апостолами, то, по мысли св. И. Златоуста, бывает и с каждым из нас. «Помысли, какой чести удостоен ты, какою наслаждаешься трапезою! » говорит он, обращаясь к христианину. – «При виде чего трепещут ангелы, и на что не смеют воззреть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом... Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, который новорожденных младенцев отдают кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас Своею кровию, и чрез все соединяет нас с Собою» 232. Эти слова св. отца ни в коем случае нельзя понять в смысле духовного только принятия Христа. Против этого с очевидностью говорит приведенный пример питания младенцев. Христос истинно питает нас Своими собственными членами, Своею плотию и кровию, и именно в таинстве евхаристии. Обычными терминами, выражающими способ преложения хлеба и вина, у Златоуста являются μετασκευάζεσϑαι и μεταρρυϑμίζεσϑαι (пересооружать, переделывать, переменять, удалять) . Эти термины у него имеют тоже значение, что и позднейшее μετουσίωαις. Св. Ефрем Сирин свидетельствует, что он верует в таинство евхаристии в простоте сердца, вера же внушает ему, что в евхаристии действительно преподаются верующим пречестное тело и драгоценная кровь Господа И. Христа, во оставление грехов. «Когда око веры, говорить он, как свет, сияет в сердце у человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам святое и пречистое тело Свое для всегдашнего причащения, чтобы это причащение было нам во оставление грехов. У кого есть это око веры, тот ясно и светло созерцает Владыку и с убеждением совершенной веры вкушает тело непорочного Агнца, единородного Сына небесного Отца... Будь простодушно верным; со всею верою причащайся пречистого тела Владычного, в полном убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Тайны Христовы – бессмертный огнь. Посему не будь пытливым, чтобы не опалиться тебе в причащении тайн. Патр. Авраам небесным ангелам предложил земные яства, и они ели. Великое подлинно чудо – видеть, как бесплотные вкушают на земле предложенные в снедь плоти. Но то, что сотворил для нас Единородный, И. Христос, Спаситель наш, то превосходит всякий ум и всякое слово; огнь и дух даровал Он нам телесным есть и пить, т. е. тело Свое, а также и кровь Свою» 233. Ясно выражали учение о преложении хлеба и вина в тело и кровь Христову и другие учители восточной церкви этого времени: Василий, Епифаний, Исидор Пелусиот, Феодорит, Феофил Александрийский 234 и другие. Таково же учение об евхаристии отцов западной церкви. В подтверждение представим свидетельства знаменитейших западных учителей: св. Амвросия медиоланского, блаж. Августина и св. Григория В. (Двоеслова) .

Св. Амвросий задает вопрос: каким образом может быть, что хлеб и вино в таинстве евхаристии делаются телом и кровию Христа? И на этот вопрос отвечает: «силою священнического благословения», ибо «благословение имеет большую силу, чем природа, так как благословением и самая природа изменяется (mutatur) ». Приведши затем многочисленные примеры (превращение жезла в змия и обратно, воды в кровь и другие чудеса, совершенные Моисеем, Илиею и Елисеем) , св. отец продолжает: «если человеческое благословение имело такую силу, чтобы превращать (converteret) природу, то что скажем мы о благословении Божием, где самые слова Господа (т. е. сие есть тело Мое... сия есть кровь Моя...) действуют? Ибо таинство это, которое ты принимаешь, совершается словами Господа. Если по слову Илии огнь спал с неба, то разве речь Христа не настолько сильна, чтобы переменить и самый вид элементов (species mutet elementorum) ». И немного ниже: «не меньшее дело дать новые природы вещам (хлебу природу тела) , чем переменить природу (mutare naturam) » 235. Эта мысль дополняется и поясняется св. отцом так: таинство совершается Самим Христом; священник же только служитель. Священник произносит слова, Господь же производит ut sint, quae erant et in aliud commutentur.
  045   046   047   048   049   050   051   052   053   054  055   056   057   058   059   060   061   062   063   064   065
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера