Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  042   043   044   045   046   047   048   049   050   051  052   053   054   055   056   057   058   059   060   061   062
В начало текстаВ конец текста
Называя евхаристию общением (κοινωνία) тела и крови Христовых, он как бы для показания полного соответствия в своем сравнении, – ядущих жертвы иудеев и язычников также называете общниками (κοινωνιί) алтаря (18 ст.) .

В том же послании, изложивши историю установления таинства тела и крови Христовой, апостол присовокупляет наставления и выводить следствия, показывающие, в каком смысле он понимал эту историю. Иже яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен (ἕνοχος) будет телу и крови Господни ( 1Кор. 11, 27 ) , – вот первое заключение, которое основывает апостол на словах установления евхаристии. Недостойно причащающийся повинен телу и крови Господним, чем, очевидно, предполагается действительное присутствие тела и крови Христовой в таинстве причащения 213. Поэтому необходимо тщательное приготовление и самоиспытание для приступающих к нему: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. ядый до и пияй недостойне, суд (κρῖμα) себе яст и пиет, не рассуждая (μἡ διακρίνων – не различая) тела Господня (28–29 ст.) , т. е. причащающийся без должного благоговения и приготовления, с принятием тела и крови Господней, носить уже в себе осуждение, – и подвергается этому осуждению за то самое, что не различает тела Господня от обыкновенная хлеба. Следствиями же недостойного причащения апостол представляет болезни, случавшиеся с недостойно причащавшимися коринфянами, оканчивавшаяся нередко смертью: сего ради в вас мнози немощни и недужливы (ἁσϑενεῖς καἱ ἅῤῥωστσι) , спят довольни (κοιμῶνται ίκανοί) , т. е. не мало и умирает (30 ст.) . А это показывает, что, по мысли апостола, в освященных в евхаристии хлеб и вино заключается нечто необычное, само в себе святое, почему от Господа наказуются недостойно причащающиеся от трапезы Господней (32 ст.) , подобно, напр., тому, как угрожала смерть всякому неочищенному и прикоснувшемуся к горе Синайской пред сошествием Господа на эту гору ( Исх. 19, 10–14 ) . Таким образом, откровение дает твердые основания для убеждения в том, что евхаристические хлеб и вино становятся по освящении действительным телом и действительною кровию Спасителя, сохраняя лишь для наших чувств свойства хлеба и вина. Уча так об евхаристии, слово Божие тем самым говорить именно о переход существа хлеба и вина в тело и кровь Господа, т. е. о пресуществлении. Ибо каким образом хлеб и вино могли бы соделаться истинным телом и истинною кровию Его и сохранить при этом только для наших чувств свойства хлеба и вина, если не совершится их преложение или пресуществление?

II. Церковь во все времена веровала и учила, что на трапезе Господней преподаются верующим истинная плоть и истинная кровь Господа. Это верование выражено и в свидетельствах, так сказать, коллективных, каковы свидетельства древних литургий и вселенских соборов, и в учении отдельных отцов и учителей церкви.

Древнейшие литургии, сходные между собою по своему составу, одинаково содержать, как и ныне употребляемые чины литургий Василия В. и И. Златоуста, призывание Св. Духа для освящения даров и исповедание, что действием или наитием Св. Духа хлеб и вино прелагаются и изменяются в тело и кровь Христовы. Так, по чинопоследованию литургии, дошедшей в «Постановл. апостольских», когда наступало время приношения евхаристической жертвы, состоящей из хлеба и вина, священнослужитель произносил евангельские слова установления евхаристии, а затем обращался к Богу с молитвенным прошением о том, «да милостиво призрит Он на предлежащие пред Ним дары сии и ниспошлет на жертву Духа Своего Святого, свидетеля страстей Господа Иисуса, яко да покажет 214 хлеб сей тело Христа Его, а чашу сию кровь Христа Его». Во время же преподания даров освященных желавшим приобщиться, священнослужитель должен был произносить следующие слова: «тело Христово», «кровь Христова», на что приемлющий их отвечал словами: «аминь», «аминь» 215. В литургии ап. Иакова священнодействующий молит Бога, да «ниспослет Всесвятого Своего Духа на предлежащие дары, дабы, пришед, святым, благим и славным Своим наймем освятил хлеб сей и сделал (ποιήςῃ) святым тлом Христа Твоего, и чашу сию – драгоценною кровию Христа Твоего 216. Такое же учение о существе евхаристии выражали целые вселенские соборы.

Так, отцы 1-го вселенского собора исповедали: «на божественной трапезе не должно видеть предложенный просто хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должно верою разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, вземляй грехи мира, приносимый в жертву священниками, и истинно приемля честное тело и кровь Его, должно веровать, что это – знамение нашего воскресения» 217. Отождествление отцами собора лежащих на жертвеннике св.
  042   043   044   045   046   047   048   049   050   051  052   053   054   055   056   057   058   059   060   061   062
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

число таинств |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера