Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  042   043   044   045   046   047   048   049   050   051  052   053   054   055   056   057   058   059   060   061   062
В начало текстаВ конец текста
В послании этом говорится: «мы совершаем в церквах бескровную жертву... и освящаемся причащаясь святой плоти и честной крови Христа, Спасителя всех, – принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет!) , не как плоть человека освященного и сопряженного с Словом единением достоинства, или сделавшегося обиталищем Божества, но как кровь по истине животворящую и собственную для Самого Слова... Хотя Оно и говорит нам: Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, однако ж мы должны разуметь плоть но человека, одного из подобных нам (ибо как плоть человека будет животворящею по собственному естеству своему?) , но плоть по истине принадлежащую собственно Тому, Кто ради нас сделался и действовал, как Сын человеческий» 218. Мысль, выражаемая в этих словах, ясна: хлеб и вино в таинстве евхаристии не остаются по существу своему хлебом и вином, но становятся святой плотью и честной кровью Христа, почему верующий приобщается по истине плоти и крови Христа.

VII-й вселенский собор учит о таинстве причащения: «никогда никто из труб Духа, св. апостолов и преславных отцов наших, не называл бескровной нашей жертвы образом (εικόνα) плоти Христовой, потому что они не получили от Господа заповеди говорить так и возвещать, но слышали, что Он в евангелии Своем говорит: Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его... и ядый Мою плоть и пияй Мою кровь пребывает во Мне, и Аз в нем... приимите, ядите: cие есть тело Мое,... а не сказал: приимите, ядите: сие есть образ тела Моего... Ни Господь, ни апостолы, на отцы бескровную жертву, приносимую священниками, никогда не называли образом, но самым телом и самою кровию (άλλἁ αύτο’σῶμα κἁι αύτο’αἵμα) » 219. Этими словами осуждается всякий, – прямой ли то или косвенный, крайний ли то или смягченный, – символизм и аллегоризм в понимании таинства евхаристии и подтверждается исповедание о нем I-го и III-го всел. соборов, т. е., что верующие вкушают в евхаристии не воображаемые, но действительные тело и кровь Богочеловека и вступают с Ним не в духовное только, но и в телесное общение.

Так учили об евхаристии и отдельные отцы и учители древней церкви. Только у некоторых древних писателей – у Оригена и Климента Александрийского можно находить уклонение в аллегорическое или символическое понимание существа евхаристии, но это было частное мнение отдельных лиц, а не выражение голоса всей церкви 220. У авторитетнейших же и верных учению церкви отцов церкви нет и следов символического или аллегорического понимания существа евхаристии, а предлагается определенное учение о вкушении верующими в евхаристии истинных тела и крови Христовой (т. е. учение о преложении – пресуществлении) , хотя у древнейших писателей (I–III в.) оно выражено не так полно и отчетливо, как у позднейших, времени вселенских соборов.

Учители первых трех веков имели мало побудительных причин выяснять, в чем состоит сущность евхаристии. Они говорили об этом таинстве кратко, словами Христа и апостолов, выражаясь, что хлеб и вино по освящении в этом таинстве есть или делаются (έστι, γίγνεται) телом и кровию Христовою. Из встречающихся у них замечаний однако можно видеть, что они исповедовали действительное присутствие Христа в евхаристии чрез преложение хлеба и вина в тело и кров Христову.

Так, св. Игнатий Богоносец, обличая еретиков (докетов) , отвергавших евхаристию, говорить: «они удаляются от евхаристии и молитвы по той причине, что не признают, что eвxapucmия есть плоть Спасителя (σαρκά εἵναι τοῦ Σωτῆτος) нашего И. Христа, которая пострадала за наши грехи ( очевидно, имеется в виду Иоан. 6, 51 ) , но которую Отец воскресил по Своей благости. Посему отметая дар Божий, они умирают в своих изысканиях. Полезнее было бы им участвовать в евхаристии (άγαπᾷ) , чтобы «воскреснуть» ( имеется в виду, очевидно, Иоан. 53–54 ) 221. Докеты, против которых направлены слова св. Игнатия, учили, что Христос имел плоть призрачную; очевидно, и евхаристию они не признавали плотию Христа в том именно смысле, в каком вообще не признавали Его плотию, т. е. не признавали ее действительною плотию Христа. Отсюда следует, что все не удалявшиеся от евхаристии и молитвы, каковы были сам Игнатий и прочие христиане, не иначе смотрели на евхаристию, как на действительную, а не воображаемую плоть Христову. В другом послании, указав на то, что не чувствует никакого удовольствия в принятии пищи тленной, св. Игнатий продолжает: «хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, – (хлеба) который есть плоть Иисуса Христа (έστιν σάρξ Ι. Χριστοῦ) , Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама, и пития Божия желаю, крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная» 222. Св.
  042   043   044   045   046   047   048   049   050   051  052   053   054   055   056   057   058   059   060   061   062
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера