Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047  048   049   050   051   052   053   054   055   056   057   058
В начало текстаВ конец текста
патр. 17 чл; (. Преложение или пресуществление должно так мыслить, что «самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинного тела и крови Христовой действием Духа Святого», Которого призываем для совершения таинства 207. Отсюда, по освящении св. даров хотя они и кажутся для наших внешних чувств хлебом и вином, «но истинно, действительно) πραγματικῶς (и существенно) ούσιωδῶς (хлеб бывает самым истинным телом Господним, а вино самою кровию Господнею») Посл. вост. патр. 17 чл. (, иначе – «остаются только одни виды их) хлеба и вина (, представляющиеся взору») Пр. исп. 107 (, но по существу перестают быть тем, чем было прежде, а суть не воображаемый, но действительный) по субстанции своей (тело и кровь Христовы.)

Так учит православная церковь о невидимом существе таинства евхаристии. Христос присутствует в этом таинстве чрез преложение или пресуществление хлеба и вина в Его тело и кровь, а не как-либо иначе, напр., «не символически, не образно (τυπιῶς, έίκονικῶς) , не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием и не чрез проницание хлеба (κατ’ έναρτισμόν, per impanionem) так, чтобы божество Слова соединялось с предложенным для евхаристии хлебом существенно (ύποστατικῶς) , как последователи Лютера весьма невежественно и недостойно полагают» (Посл. вост. патр. 17 чл.) . Такое учение о существе евхаристии православная церковь содержит и преподает на основании ясных и прямых свидетельств Писания об этом таинстве и согласно с верованием древне-вселенской церкви 208. I. Правда, в откровении не говорится о том, как именно хлеб и вино становятся телом и кровию Богочеловека. Не говорится же об этом, конечно, потому, что если бы и сказано было, все таки мы не поняли бы того, что само по себе есть величайшее из чудес. Но в наставлениях И. Христа и Его апостолов выражена мысль, что хлеб и вино в евхаристии прелагаются или пресуществляются в тело и кровь Спасителя нашего.

Давая обетование об установлены евхаристии, И. Христос учил: хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Иоан. 6, 51 ) . В этих словах, сходных с словами установления таинства, связка есть употреблена в смысл указания на тождество между подлежащим и сказуемым, между «хлебом» и «телом», и, следовательно, слова Спасителя обозначают, что в евхаристии верующие будут вкушать самую плоть или самое тело Его под видом хлеба 209. Так, т. е. в буквальном смысле поняли слова Господа и иудеи. И И. Христос не только не отверг такое их понимание, а напротив, еще с большею ясностью и раздельностью предложил учение о вкушении Его плоти и крови, как необходимом условии для получения жизни вечной, в вышеприведенных словах: аминь, аминь глаголю вам: Аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крови Его и пр. (53–57 ст.) .

Слова Спасителя в этой беседе, что Он даст верующим ясти плоть Его и пить кровь Его и не могут быть понимаемы иначе, как буквально. Метафорическое понимание этого обетования (на таковом настаивают реформаты) делало бы слова обтования не имеющими смысла. В переносном смысл выражение – еъсть плоть всегда и везде означает: причинять другому большое зло, наносить жестокую обиду, особенно же – злословить и клеветать. В этом значении нердко употребляется рассматриваемое выражение и в ветхом завете 210. Следовательно, если в переносном смысле понимать и слова обетования Спасителя о евхаристии, то они получать следующий смысл: ядый Мою плоть, или (если заменить метафору собственным выражением) причиняющий Мне величайшее зло, обиду, – имать живот вечный, и наоборот: Аще не снесте плоти Сына человеческого, или (говоря собственно) не будем наносить Ему жестоких обид, злословить и клеветать на Него, живота не будем имети в себе! Очевидна несообразность подобного сочетания мыслей, однако неизбежная при метафорическом понимании. Точно также недопустимо понимание в переносном смысле и выражения – пить кровь. Здесь должно припомнить, что закон Моисеев настойчиво внушал евреям отвращение от крови животных, даже чистых, и не только запрещал употреблять ее, но грозил за это тяжким наказанием 211. Если закон воспитывал в иудеях отвращение к крови животных, то кровь человеческая, конечно, должна возбуждать это чувство еще в большей степени. И вот Господь предлагает пить кровь именно человеческую! Употребляя такой образ выражения в несобственном, метафорическом смысле, Спаситель чрез это сделал бы для своих слушателей ненавистным самый предмет учения, и притом сделал бы это намеренно. Но, конечно, нельзя допустить ничего подобного, так как такой прием был бы совершенно несообразен с достоинством божественного Учителя.
  038   039   040   041   042   043   044   045   046   047  048   049   050   051   052   053   054   055   056   057   058
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера