Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
, как видимое орудие для освящения человека, видимо же, как бы в огненных языках, ниспославший Духа Святого основанной Им церкви и в ней пребывающего, даровал ей особенные, видимые посредства, через которые сообщается лично и непосредственно каждому верующему благодать Божия, усвояющая спасение Христово. Это суть особые священнодействия, числом семь, называемые таинствами (μυστήρια, sacramenta) . Силою Божиею, действующею через таинства, уверовавший гласу благодати, призывающей ко спасению через

При изложении учета о таинствах требуют раскрытия догматические понятия, относящиеся к учению о таинствах вообще: понятие о существе таинств, их происхождении, числе и условиях действительности и действенности, – в виду односторонних и даже отрицательных воззрений на таинства инославных иcпoвeдaний, разного рода сектантов и вообще неправомыслия, и учение православной церкви о каждом из таинств в частности.

I. О таинствах вообще § 138. Понятие о таинствах. Существо таинств I. Слово «таинство» (μυστήριον, от μύω – закрываю глаза, сжимаю рот) обозначает идею таинственного, сокровенного, недоступного другим. В св. Писании это слово встречается часто, но употребляется не для обозначения священнодействия, называемых ныне таинствами, а в других смыслах 1. Долгое время широкий и разнообразный смысл был соединяем с словом таинство (μυστήριον) и в церкви христианской, хотя с первых веков христианства (со времен Климента ал. и Оригена) оно стало входить в употребление (а на западе со времен Тертуллиана – sacramentum) и для обозначения таинств в собственном смысле. Только постепенно оно могло получить и действительно получило (не прежде XII в.) значение термина, выражающего понятие таинства, – то значение, какое соединяет церковь с этим словом в настоящее время. По учению православной церкви, под именем таинств в собственном смысле разумеются такие священнодействия, Самим И. Христом для спасения верующих установленные и законною иерархией совершаемые, которые в видимом знаке заключают и под видимым знаком сообщают невидимую благодать Божию, и притом так, что в каждом таинстве низводятся на верующих известные, определенные дары благодати 2. Существо таинств, таким образом, состоит в том, что благодать Божия в них так соединена с внешним знаком или видимою стороною, что дары благодати подаются посредством видимой стороны или видимого образа, а не непосредственно Богом при принятии или по принятии этого знака. Такая нераздельность внешнего и видимого священнодействия с благодатною силою Божией для нас совершенно непостижима. «Если разум человеческий не понимаем, как душа человеческая соединена с телом», говорить преосв. м. Филарет, «то вотще усиливался бы он стать выше самого себя и уразуметь, как в учреждениях божественных вещественное соединено бывает с духовным, земное с небесным, естественное с сверхъестественным, и сколь важно сие соединение для произведения действий благодатных и спасительных в человеке» 3. Наименование этих священнодействий таинствами, следовательно, вполне соответствует их непостижимому существу.

II. В западном христианском миpе богооткровенное учение о существе таинств подверглось со времен реформации искажению и даже отрицанию. Р. -католическая церковь хотя и ввела в совершение таинств немало нововведений, равно допустила некоторые крайности и преувеличения в учении о силе и действенности таинств (спасительное действие таинств ex opere operate) , однако удерживает то же понятие о существе таинств, какое содержится и церковью православною. Но в отделившихся от римской церкви обществах изменено и даже отвергнуто древне-церковное учение о самом существе таинств.

Так, реформаторы XVI в. решительно восстали против учения о том, что в таинствах, хотя бы и правильно совершенных, необходимо сообщается благодать под видимым знаком (ex opere operate, – по терминологии римской церкви) , особенно в виду утверждения средневекового богословия, будто возможно спасительное действие таинств помимо содействия лиц, принимающих таинство. Такое представление о таинствах не мирилось с основным учением протестантства об оправдывающей вере. Отвергнув значение таинств, как таких священнодействий, которые сами по себе (объективно) сообщают приемлющим их благодать Божию, протестантство, следуя началу оправдывающей веры, поставило восприятие благодати чрез таинства в совершенную зависимость от внутреннего настроения лиц, принимающих таинство, иди даже вовсе отвергло значение таинств, как проводников благодати. Такое воззрение на существо таинств проводится, хотя и не в одинаково крайнем виде, и в лютеранстве, и в реформатстве.

Лютеранское учение о существе таинств не отличается устойчивое™. Хотя оно и является выводом из обще-протестантского начала об оправдании человека единою верою, но это начало не проведено лютеранством со строгою последовательностью в приложении к учению о таинствах. Человек оправдывается единою верою, утверждали реформаторы XVI в. во главе с Лютером; без сознательной веры нет спасения. Средство оправдания находится, таким образом, не вне человека, а в нем самом, в глубинах его сердца, в вере.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера