Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, ...

  047   048   049   050   051   052   053   054   055   056  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066   067
В начало текстаВ конец текста
но ошибочно было бы отсюда выводить (как это делается протестантами) , будто они понимали евхаристические тело и кровь в символическом или аллегорическом смысле. Какую мысль соединяли древние отцы и учители с упомянутыми словами, это объясняет св. И. Дамаскин. «Если, говорит он, некоторые и называли хлеб и вино вместообразными (образами – άντίυπα) тела и крови Господней, как напр. богоносный Василий в литургии, то называли так cиe приношение (προσφορἁν) не по освящении, но до освящения». Другие те же самые слова, объясняет св. отец, употребляли в ином смысле. «Образами будущих (μελλόντων) , говорит он, называются хлебы и вино не в том смысле, будто они не суть истинное тело и кровь Христова; но в том, что ныне приобщаемся божества Христова чрез них, а тогда будем приобщаться духовно чрез одно видение 243. Во всех же прочих случаях древние отцы и учители церкви выражали упомянутыми словами то же самое, что мы выражаем словами: «под видами хлеба и вина верующие причащаются тела и крови Богочеловека». Потому то, чтобы не поняли этого рода выражений превратно, они, говоря, что «в евхаристии под образом хлеба и вина»... почти всегда добавляли, что евхаристия не образ тела и крови, но самая кровь и тело.

III. На основании изложенного учения откровения и церкви о невидимом существе евхаристии понятно, как должно смотреть на утверждение, будто учение о «пресуществлении» хлеба и вина в тело и кровь Христову не есть догмат древне-вселенской церкви, а просто богословское мнение, доктрина позднейшего происхождения, что оно не дано в откровении, а есть простое умозаключение из свидетельств Писания, не проповедовалось и учителями древней церкви, изобретено в век схоластики латинянами и от них усвоено восточною церковью, что вообще, следовательно, не так должно представлять присутствие И. Христа в евхаристии, как учит ныне православная церковь 244. Правда, что в св. Писании прямо не говорится о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Христа и не встречается – термина «пресуществление», как прямо не говорится же, напр., о вездесущии Божием, об единосущии Сына Божия с Отцем в многом подобном. Однако же в св. Писании дано твердое основание для учения о переходе существа хлеба и вина в евхаристии в существо тела и крови Богочеловека, хотя они и сохраняют для наших чувств свойства хлеба и вина. Пресуществление же есть единственно допустимый способ, посредством которого, при невездсущии даже прославленного тела Христова, хлеб и вино в евхаристии могут сделаться (по своей субстанции) истинным телом и истинною кровию Спасителя.

Правда также, что слово «пресуществление» не употребляется в писаниях отцов церкви и в литургиях по отношению к евхаристическим хлебу и вину. Этот термин сравнительно позднейшего происхождения, вошедший в употребление на западе в XI–XII в., а на восток впервые в ХV в. 245. Древнейшие христианские писатели (I–III в.) употребляли евангельские – έστί γιγνεται (Игнатий, Ириней) , потом ποιεῖν, facere (Ориген, Климент, Тертуллиан) , а у отцов IV–VII в. обычными словами для обозначения тайны пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христову были: μεταβολἡ, μεταποίησις, μεταῥῤυϑμός, μεταστοιχείωσις (однажды у св.)

Григория Нисского (. Но не употребляя слова «пресуществление», а употребляя другие слова, древние отцы и учители церкви содержали и раскрывали то же учение И. Христа и апостолов об евхаристии, какое предполагается и дается в слове «пресуществление». Другими словами, самый термин «пресуществление» сравнительно позднейший, но выраженное им учение не есть какое-либо «новшество», или отступление от древне-церковных верований, а учение древнее, то же самое, которое в других выражениях излагали отцы церкви и которое содержится в литургиях. Этого не могут отрицать беспристрастные исследователи святоотеческого учения и древне-церковных верований 246. И введение в употребление этого нового термина ничего не говорить ни против термина самого по себе, ни против идеи, заключающейся в нем. Иное дело, если бы церковь отменила такое слово, которое было бы навсегда установлено церковью для выражена какой-либо истины, исповедуемой ею, но в данном случае, этого нет. Церковь из нескольких терминов избрала такой, который наиболее точно и ясно, « правильно и весьма сильно») по выражению митр. Макария (по сравнению с другими выражает самое существо древнего и постоянного учения церкви о таинстве евхаристии и ограждает истину от лжеучений. По требованию подобных обстоятельств отцы вселенских соборов вводили новые общеобязательные термины) ὸμοούσιος (. Подобные же обстоятельства были побудительного причиною к введению термина «пресуществлене» в употребление как на западе) ересь Беренгария (, так и на востоке. Относительно восточной церкви это засвидетельствовал целый поместный собор – константинопольский 1691 г.
  047   048   049   050   051   052   053   054   055   056  057   058   059   060   061   062   063   064   065   066   067
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор святых вселенских учителей святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого | собор вселенских святителей василия великого григория богослова иоанна златоустого богослужение соборе александра невского | иже святых отца нашего иоанна архиепископа константинопольскаго златоустаго слово огласительное святый светоносный день преславнаго спасительнаго христа бога нашего воскресения | патриарх московский всея руси алексий симанский митр григорий чуков архим иоанн разумов перед отъездом болгарию фотография 1946 | свт григорий архиеп александрийский апостолы ерм патров лин гаий минея ноябрь хромолитография нач глм |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Православное догматическое богословие. Том 4, Отдел 1 - читать, скачать - протоиерей Николай Малиновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера