Обращение Отцов Церкви к понятию «образ Божий»: путь к единому ...

 001   002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
08. 09. 2018 1451 «Образ Божий» ― обширное понятие, к которому в святоотеческом наследии было разное отношение. Каждый из Отцов Церкви давал собственное мнение по этому поводу. При этом чаще всего затрагивалась только часть, входящая в состав этого понятия: одни говорили о Божественных свойствах человека, другие о душе, которая тянется к Богу, третьи ― о свободе. Необходимо было время, чтобы прийти к единому мнению и сопоставить все, что есть в человеке, в бестелесной природе и что в данном понятии объединяется целый ряд свойств, присущих человеку. Содержание:

Этот же смысл в это слово вкладывают и Святые Отцы Церкви. Свщмч. Ириней Лионский говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», о «церковном предании от апостолов» [1]. Источником Священного Предания является Сам Бог по слову Господа Иисуса Христа: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» ( Ин. 17: 8 ) .

Также и согласно Тертуллиану, учение веры «церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, а Иисусом Христом от Бога» [2]. Поэтому Священное Предание по своему содержанию представляет собой живое Богооткровенное учение, во всей полноте выраженное в Иисусе Христе. Основная задача Священного Предания состоит в том, чтобы люди «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20: 31 ) . Поэтому, важно для православного человека приобщаться к Церкви, ибо «живым носителем и хранителем Священного Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте, и нужно пребывать или жить в Церкви, чтобы разуметь Предание» [3]. Свт. Григорий Нисский писал: «Образ Божий в человеке, поскольку он ― образ совершенный, постольку он и образ непознаваемый, отражая полноту Первообраза, он обладает и Его непознаваемостью» [4]. И определить «образ Божий» невозможно из-за непостижимости Бога. Он же, объясняя, почему «природа человека сокрыта от постижения», писал, что, «так как Бог непостижим, то и Его образ отраженный в человеке, тоже не может быть постигнут» [5]. Человеческое знание не может не стремиться к своему развитию, ибо сама природа этого знания, воспринятая от Бога Троицы, движет его к желанию совершенствования и состоянию полноты и единения с Богом В связи с этим у Святых Отцов Церкви не выявлено законченной, определенной формулировки понятия «образ Божий». Но о важности понятия говорит сам факт непрестанного обращения к нему Отцов Церкви всегда, когда нужно найти решение богословского вопроса о понимании человека.

Соответственно этой тенденции понятие «образ Божий» в Священном Предании Церкви с течением времени восполняется все большим диапазоном возможных значений, в зависимости от конкретной задачи богословского разъяснения. Иногда выражение «по образу Божию» относится к наличию свободной воли, иногда к потребности самоопределения; иногда к различению в человеке личности и природы [6]. В трудах Святых Отцов часто утверждалось, что человек имеет разум именно потому, что он был сотворен по образу Божию. При этом составной частью человеческого разума, в полном соответствии с новозаветными текстами, считалось обладание истинным знанием, которое: • открывалось тем, кто любил Бога; • приходило через Богообщение; • заключалось в познании человеком Бога в пределах его духовных и физических возможностей.

Разум при этом должен стремиться всегда пребывать в Истине (то есть, в Господе Иисусе Христе) , и тогда в самом человеке очищается совесть, побеждается зло, развивается терпение, кротость и смирение, дающие, по мнению Святых Отцов, покой, бессмертие и мудрость [7]. Мудрость же, в частности, являет собой образ Премудрости Творца и наделена энергией и потребностью в развитии. По слову свт. Афанасия Великого: «Чтобы созданное не только имело бытие, но и благобытие, Бог благоволил, чтобы Премудрость Его снизошла к тварям и чтобы приведенное в бытие оказалось и премудрым, и достойным Бога делом. Ибо как разумное слово наше есть образ истинного Слова ― Божия Сына, так опять образ истинной Божией Премудрости есть являемая в нас мудрость и через нее приходим в состояние познавать Отца Ее» [8]. Поэтому человеческое знание не может не стремиться к своему развитию, ибо сама природа этого знания, воспринятая от Бога Троицы, движет его к желанию совершенствования и состоянию полноты и единения с Богом.

Святые Отцы Церкви понимали человека как господина и владыку вселенной, действующего по образу Божию, а господство человека над миром природы, рассматривая как форму выражения царственного достоинства личности [9]. Разработка понятия «образ Божий» в творениях Святых Отцов В святоотеческом наследии в отношении понятия «образ Божий» установлено, что оно одно из самых распространенных в христианской традиции.
 001   002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор архистратига михаила прочих небесных сил бесплотных архангелов гавриила рафаила уриила селафиила иегудиила варахиила иеремиила | прп ефрем сирин роспись ц.прп сергия радонежского сергиев посад московской обл 2004-2005 мастер архим зинон тедор | церковь явления пресвятой богородицы сергию михею радонежским при детском доме для слепоглухих детей сергиевом посаде | торжественное богослужение храме при детском доме слепоглухих сергиевом посаде | полное собрание исторических сведений всех бывших древности ныне существующих монастырях примечательных церквах россии |

Источник текста


Постоянная ссылка: Обращение Отцов Церкви к понятию «образ Божий»: путь к единому богословскому выводу
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера