Богоявление Господне и крещение оглашенных : Портал Богослов.Ru

  001  002   003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста
: В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей (ссылка по ibid.) . Эти слова можно истолковать как свидетельство отсутствия Чина водоосвящения на Богоявление в IV в. Вода освящалась, судя по всему, в полночь под праздник «автоматически», без какого-то чина. Освящающим здесь является временной фактор: святое время (точнее святой день или святая полночь) . Это то самое «регулярное чудо», о котором в последнее время много спорили в православном интеллектуальном пространстве применительно к схождению Благодатного огня на Пасху. Может быть, поэтому при разграничении праздников Рождества и Крещения именно Рождество было отделено от Крещения, а не наоборот. Ведь обратный порядок логичнее: событие Рождества явно важнее Крещения. Но праздник-воспоминание можно передвигать, а сакральное время пресуществления – нет [9]. Слова Иоанна Златоуста имели и имеют сильный «исторический резонанс» в православии. Именно они, отражающие архаичнейшее отношение к Богоявленской Агиасме, определяют двойственное отношение к этой святыне в настоящее время. С одной стороны, освященной считается вода после Чина Агиасмы (поэтому и стоят за ней очереди, порою многочасовые) . С другой стороны, освященной считается любая вода после полуночи (из под крана, из любого источника) , потому что в праздник претворяется водное естество, и Господь освящает все воды– об этом многократно говорят и пишут современные проповедники (поэтому можно смело набирать воду из-под крана и не стоять в очереди) . Причем «мера святости» в обоих случаях не разнится. Эти позиции противоречат друг другу: если водное естество претворяется, тогда зачем Чин Агиасмы? Попробую объяснить происхождение этого противоречия. Второй подход – подход архаичный, существовавший до появления Чина Агиасмы. О появлении Чина мы будем писать ниже. Появление Чина было обусловлено фундаментальными переменами в общецерковном сознании: формировалось само понятие святыни и корректировался процесс ее явления. Все это характеризовалось появлением письменных (а не харизматических) чинов и большей или меньшей их унификацией.

После появления Чина Агиасмы оба подхода наложились друг на друга и одновременно существовали, причем превалировал все-таки первый подход как позднейший и соответствующий современным позициям религиозного сознания. В качестве рекомендации в современное время можно рассмотреть средневековое отношение к процессу освящения воды в Богоявление, которое сохранили староверы. В случае наличия священника совершался Чин Агиасмы, и в качестве святой использовалась только вода, участвовавшая в этом Чине. В случае отсутствия священника (он был редкостью в некоторых поповских согласиях, а в беспоповстве отсутствовал всегда) вода наливалась в сосуды, ставилась перед иконами, и после полуночи использовалась как освященная [10]. Беспоповский Чин освящения похож: он состоит из пения тропарей Глас Господень и каждения купели или сосуда с водой (совершается иногда в полночь) [11]. Причина освящения воды в полночь, вероятно, связана с церковным преданием о крещении Спасителя в полночь [12]. Это же предание объясняет древнейшее название праздника Богоявления – День Светов. Далее еще два литургических факта, в которых видится воспоминание предания о Свете: традиции ночных Крещений у сирийцев, в темноте (тьма актуализирует факт светового свидетельства) , о том же говорит обязательное возжигание свечей на Таинстве Крещения (то же, кстати, можно сказать и о чтении на вечерне коленопреклоненных молитв в день Троицы: схождение Духа Святого было ночью, с явлением огненных языков – т. е. опять-таки света) .

Далее надо бы говорить о позднейших временах и обещанном мною доказательстве, но я поддамся соблазну и не обойду вниманием благочестивые легенды, которыми обросла история праздника Богоявления. Эти легенды, увы, присутствуют в современных учебниках и пособиях по литургике [13]. Праздник Богоявления получил название День Светов вовсе не от крещения оглашенных. Я обойду тактичным молчанием информацию о том, что автором Чина Агиасмы был ап. Матфей [14]. Подобной безосновательной легендой является и приписывание авторства Чина Проклу Константинопольскому (434–446 47) и Софронию Иерусалимскому (560–638) (последнему источниками приписывается составление лишь одной молитвы) . Ни Тертуллиан, ни Киприан Карфагенский не упоминают об освящении воды на Богоявление – речь идет о Таинстве Крещения. Василий Великий в 91-ом правиле также пишет о благословении воды в Таинстве Крещения, а не на Богоявление [15]. В Апостольских Постановлениях не содержится молитвы Чина Агиасмы – это опять-таки молитва на освящение воды в Таинстве Крещения ( кн. 7, 43; кн. 8, 29 ) .

Особое место занимает свидетельство Феодора Чтеца в «Церковной истории» (II, 48) . Он пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс (469–489) постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера. Совершенно справедливо мнение о. Михаила Желтова об этом свидетельстве: Этот факт может указывать как на установление Петром Гнафевсом чина богоявленского В., так и лишь на перенесение уже существовавшего чина на вечер накануне праздника [16].
  001  002   003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

марта 2017 года нашем храме состоялось архиерейское богослужение | проповеди 2017 года | аўторак першай сядміцы вялікага посту патрыяршы экзарх маліўся ранішнім устаўным богаслужэннем свята-духавым кафедральным саборы горада мінска | аўторак першага тыдня вялікага посту мітрапаліт павел маліўся ранішнім устаўным богаслужэннем свята-духавым кафедральным саборы горада мінска | декабря 2017 года девятую годовщину дня кончины приснопамятного патриарха московского всея руси алексия домовом храме всех святых земле русской просиявших патриаршей синодальной резиденции даниловом ставропигиальном мужском монастыре москвы святейший |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Богоявление Господне и крещение оглашенных : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера